1

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

     Для организации оптимального психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе,

группа детей с двигательными нарушениями характеризуется вариативными сочетаниями двигательных, познавательный и речевых нарушений, что необходимо учитывать при организации обучения этих детей и определении его содержания. В связи с этим типология должна быть ориентирована на оценку возможностей детей осваивать образовательные программы и прогнозировать динамику их развития. Типология, основанная на оценке сформированности двигательных познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, может служить ориентиром при определении структуры и содержания содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

   1 группа. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей в некоторых случаях сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Эти дети успешно могут быть интегрированы в массовую школу при создании необходимой среды, адекватной их особенностям.

   2 группа. Дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Замедленный темп психического развития у детей с двигательными нарушениями в следствии поражения ЦНС чаще всего характеризует благоприятная динамика умственного развития. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии, поэтому их можно интегрировать в массовую школу, однако специально приспособленная среда для них не может быть единственным условием. Дети нуждаются в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

   3 группа. Дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с легкой и средней степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными и дизартрическими нарушениями, системным недоразвитием речи и системное недоразвитие речи. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – абстрактно-логического мышления и гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. Возможность обучения этих детей в массовой школе невелика, в специальном образовательном учреждении подготовить их к самостоятельной жизни значительно легче. В таком учреждении ведется специальная целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию манипулятивной функций рук, по развитию познавательной деятельности и речи, в некоторых случаях необходим сурдопедагог.

   4 группа. Дети с тяжёлыми опорно-двигательными нарушениями неврологического генеза, которые приводят полной или почти полной зависимости от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Их общение затруднено в связи с несформированностью языковых средств и речедвигательных функций. Степень умственной отсталости в этой группе может быть различной. Дети с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. При более выраженных интеллектуальных нарушениях возможности формирования общения и самообслуживания крайне ограниченны. В этой группе обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями на основе индивидуально разработанных программ.

   Таким образом, вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована при использовании различных адаптированных программ для каждой группы детей с двигательными нарушениями.

   Требования к структуре образовательных программ

   Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;

- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

   Успешно интегрироваться в общеобразовательную среду могут дети 1 и 2 группы с НОДА. Исходя из этого, для данных детей рекомендуется использовать два варианта адаптированных программ, результат освоения которых предполагает, что итоговые достижения обучающихся с НОДА в целом будут соответствовать требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников, определяемым действующим ФГОС, но при этом оцениваются как с точки зрения освоения «академического» компонента образования, так и жизненной компетенции ребенка.

   Первый вариант адаптированной программы адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Этот вариант максимально приближен к стандарту обучения детей с нормальным развитием.

   Требования к структуре адаптированной образовательной программы

   Структура адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата соответствует основной цели их образования – включение в образовательное пространство, ориентированное на норму развития.

   В структуре адаптированной образовательной программы, также как и в структуре других адаптированных образовательных программ, выделяется восемь образовательных областей.

   Содержание каждой из восьми образовательных областей направлено на освоение обучающимися с НОДА как «академического» компонента, так и компонента жизненной компетенции.

   Функция «академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем. Предполагается, что, повзрослев, ребенок сможет сам выбрать из полученных знаний, умений и навыков необходимое ему для личного, профессионального и социального роста. При разработке «академического» компонента в каждой из восьми содержательных областей во всех вариантах стандарта должен использоваться принцип разумного превышения актуальных возможностей ребенка. Обучение должно организовываться в зоне ближайшего развития и «вести» его за собой, а зона ближайшего развития должна определяться с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка.

   Согласно Проекту Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 2013 г. академический компонент в каждой области не изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников, но усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежно вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребенку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребенка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное развитие жизненных компетенций в различных областях. Функция компонента «жизненной компетенции» - это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением.

   При разработке компонента «жизненной компетенции» в каждой из образовательных областей во всех вариантах стандарта принципиальным является определение последовательных шагов усложнения среды, которое необходимо и полезно ребенку, т.е. стимулировать, а не подавлять его развитие.

   Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

Ребенок полностью включен в общий образовательный поток и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

   Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА.

   Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА:

 поддержка в освоении основной образовательной Программы;

 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

 овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

 осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

   При составлении программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной Экспертизы.

   При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять мультидисциплинарный подход в сопровождении обучающихся в образовательном процессе. Необходимую медико-социальную помощь дети с НОДА могут получать в специализированных центрах.

   Коррекционную помощь оказывают специалисты: дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности ребенка. Коррекционную поддержку осуществляет именно тот специалист, который необходим ребенку с НОДА, исходя из индивидуальных особенностей развития.

   Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:

 представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

 знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

 знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием;

 умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

   В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с НОДА направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогические комиссии с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению.

   Второй вариант адаптированной программы предназначен для второй группы детей с НОДА. Эти учащиеся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки на основе индивидуального учебного плана. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

   Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями категории обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.

   Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для детей с НОДА, осваивающих второй вариант адаптированной программы. Эти направления образуют структуру Программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:

1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3. овладение навыками коммуникации;

4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

6. специальная поддержка освоения основной образовательной программы, включающая коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и речевой деятельности детей с НОДА.

   Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса с детьми с НОДА должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида ), контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.

   При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

   Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

   Требования к результатам освоения адаптированных образовательных программ

   Требования к результатам – это описание планируемых результатов образования. Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не должно рассматриваться как показатель их неуспешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования.

   Подход к оценке знаний и умений обучающегося с НОДА по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей детей с нарушением ОДА ребёнка предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.