//
1
// // //

Структура и содержание адаптированной образовательной программы обучающегося с нарушением интеллектуального развития.

В группу детей с нарушением интеллектуального развития входят дети с задержкой психического развития (ЗПР) и умственно отсталые дети.

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование. Для детей с умственной отсталостью целесообразно обучение в специальных классах по программам, разработанным для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

   Адаптированная образовательная программа для школьников с ЗПР

   Цель адаптированной программы для детей с задержкой психического развития: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

   Задачи программы:

 своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

 определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР;

 определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной образовательной программы НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

 осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;

 обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

 реализация системы мероприятий и социальной адаптации детей с ЗПР;

 оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

   Планируемые результаты обучения детей с ЗПР:

а) предметные (или “академический” компонент СФГОС1);

б) метапредметные;

в) личностные;

г) жизненные (компонент “жизненной” компетенции Н.Н.Малофеев, СФГОС).

   Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с ЗПР по объему и содержанию сопоставимы для нормально развивающихся сверстников.

   В структуре начального образования детей с ЗПР выделяются шесть основных областей. Каждая из них включает в себя два взаимосвязанных компонента: «академический» и «жизненной компетенции», что представляется разумным для образования любого ребенка и совершенно необходимым для ребенка с ЗПР. В названии каждой содержательной области образования отражены обе неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса:

1. знания о языке – речевая практика и речевое творчество;

2. знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество;

3. естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром, его изучение, исследование;

4. знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с ними;

5. знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;

6. обществознание – практика жизни в социуме.

   Функция «академического» компонента – оснащение ребенка знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем. Требуется специальная работа по введению ребенка с ЗПР в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

   Функция компонента «жизненной компетенции» – это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированная, но также опережающая наличные возможности ребенка интеграция во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне их ближайшего развития.

   Таким образом, специальный образовательный стандарт, фиксируя шесть образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ЗПР, учитывая его настоящие и будущие потребности. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обоих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.

   Коррекционно-развивающие задачи обучения школьников с ЗПР:

 развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

 развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

 развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

 логопедическая коррекция нарушений речи;

 психокоррекция поведения ребенка;

 социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

   Занятия предметной направленности может проводить учитель, а общеразвивающей направленности – учитель-дефектолог. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

   Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, Ритмика (3-й час физкультуры), трудовое обучение.

   Процесс обучения школьников с задержкой психического развития должен носить коррекционно-развивающий характер и способствовать:

 развитию познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

 развитию общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

 нормализации учебной деятельности, формированию умения ориентироваться в задании, воспитанию самоконтроля и самооценки;

 развитию словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

 логопедической коррекции нарушений речи;

 психокоррекции поведения ребенка;

 социальной профилактике, формированию навыков общения, правильного поведения.

   Специалисты считают, что дети, чей уровень психофизического развития в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития.

   Адаптированные образовательные программы разрабатываются на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.

   Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение.

   В содержание учебных программ «Русский язык» (автор программ – Р.Д. Тригер), «Литературное чтение» (авторы программ – Ю.А. Костенкова, Н.А. Цыпина), «Математика» (автор программ – Г.М. Капустина) введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ предваряется различного рода практическими заданиями, которые способствуют накоплению у школьников непосредственных наблюдений.

   На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (автор программы – С.Г. Шевченко) решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи.

   Использование продуктивных видов деятельности на уроках «Трудовое обучение» (авторы программ – Г.И. Жаренкова, Т.В. Кузьмичева, Е.Б. Новикова) способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки – важнейших качеств учебной деятельности.

   Содержание программ «Физическая культура» (автор – Е.Н. Морсакова) и «Ритмика» (автор – Н.А. Цыпина) направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния.

   По истории, изобразительному искусству и музыке используются соответствующие программы общеобразовательной школы. Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых школьников

   При разработке адаптированной образовательной программы для умственно отсталого школьника необходимо учитывать, что ему потребуется больше времени для усвоения нового материала, больше упражнений для закрепления, помощь педагога. При составлении программы целесообразно снизить объем и глубину изучаемого материала, важно пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика – физкультура, ручной труд, музыка, рисование, окружающий мир).   Поскольку учебным материалом в полном объеме ученику с нарушением интеллекта овладеть сложно, ему можно снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса. Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта происходит медленнее, чем у детей с сохранным развитием, поэтому необходимо определить время, необходимое для изучения каждой темы. Учитель имеет право на внесение изменений и поправок в календарный план, если такая необходимость возникнет.

   Важное условие, обеспечивающее эффективность инклюзии − образовательная программа. Умственно отсталый школьник не способен усвоить ту же учебную программу по математике, родному языку и ряду других предметов, что и его нормально развивающиеся сверстники. Для него необходимо снижение объема и глубины изучаемого материала, и, соответственно, пересмотр требований к учебным достижениям, которые должны быть четко сформулированы. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала. В индивидуальной учебной программе должен быть указан объем времени, который ребенок должен находиться в обычном классе, и количество времени, отводимое на индивидуальные и групповые занятия. Программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Необходимо в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы.