1

Юридические аспекты работы педагога-психолога

Юридические аспекты работы педагога-психолога в образовательном учреждении

Раздел 1. Ответственность педагога-психолога за нарушение правил работы с конфиденциальной информацией

Виды охраняемой законом информации

Нормы федерального законодательства, устанавливающие запреты и требования при работе с информацией о гражданах и их семьях, основаны на Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Она предусматривает, что "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ст. 23 Конституции РФ).

Конфиденциальность – обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Федеральное законодательство определяет разные виды сведений, которые подлежат правовой охране и защите и, таким образом, составляют ту или иную тайну. Но непосредственное отношение к работе педагога-психолога имеют только некоторые из них. В частности, это полученные в связи с выполнением трудовых обязанностей сведения о личной и семейной жизни, персональные данные о воспитанниках и членах их семей, а также информация об их психическом состоянии.

Персональными данными является "любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация" (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных"; далее – Закон № 152-ФЗ в редакции 2010).

Важные для понимания личной и семейной тайны положения содержат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее – Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) в части определения врачебной тайны.

Педагога-психолога в некоторых аспектах его работы можно сравнить с врачом, хотя юридическая конструкция "врачебной тайны" непосредственно к педагогу-психологу неприменима. Для характеристики работы педагога-психолога правильнее использовать термин "профессиональная тайна". И поскольку законы, устанавливающие меры ответственности за разглашение конфиденциальной информации, оперируют более общими понятиями (личная и семейная тайна), то аналогия профессиональной тайны педагога-психолога и врачебной тайны медицинского работника в данном случае представляется более чем уместной.

Врачебная тайна – сведения о пациенте, полученные в связи с оказанием медицинских услуг, разглашение которых может повредить ему и его близким.

Обладателем права на врачебную тайну является сам гражданин (в т. ч. в лице его законного представителя), но не учреждение и не медицинский работник. Лицами, обязанными сохранять врачебную тайну, становятся медицинские работники, а также любые другие лица, работающие в учреждении. При этом на учреждение возлагается обязанность установить для своих работников режим, исключающий разглашение врачебной тайны, а гражданину (его законному представителю) должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им данных.

Врачебную тайну составляют сведения о самом факте обращения за помощью, диагнозе и состоянии здоровья пациента, полученные в связи с оказанием медицинской помощи (т. е. в процессе приема, обследования и лечения). В содержание врачебной тайны также входит информация немедицинского характера, выявленная в результате общения с пациентом и относящаяся к личной и семейной тайне.

За разглашение врачебной (медицинской) тайны предусматривается уголовная ответственность.

Правовой режим, установленный для врачебной тайны, должен учитываться и в работе педагогов-психологов, поскольку в настоящее время нет специального федерального закона о психологической помощи.

Требования к работе с конфиденциальной информацией.

 Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Образовательные учреждения (далее –ОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи – быть ознакомлены с ними под роспись.

Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. "Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами" (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).

Обработка персональных данных – действия, включающие сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т. ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином "обработка персональных данных".

Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются "действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных". Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2 ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность(ст. 7 Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей.

Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, "избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе". Персональные данные должны храниться не "дольше, чем этого требуют цели их обработки", и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило – получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) – получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих).

Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом ребенка в ОУ.

В особую категорию выделяются данные, касающиеся "расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни" (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Согласия не требуется, если персональные данные "относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно". Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование. По нашему мнению, очевидное и существенное нарушение такого права позволяет обработку указанной категории данных без письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанника.

Не требуется согласия от субъекта персональных данных (его законных представителей) в случае, если данные являются общедоступными, т. е. размещены в справочниках, адресных книгах и т. п.

В соответствии с законодательством о здравоохранении, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Федеральным законодательством, регламентирующим работу с информацией и персональными данными, устанавливается, что лица, виновные в нарушении требований этих законов несут административную, уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую и иную ответственность.

Административная ответственность

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) применение мер административной ответственности предусматривается за "разглашение информации с ограниченным доступом".

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении по ст. 13.14 вправе возбудить прокурор. Протокол о правонарушении составляется должностным лицом органа внутренних дел (милиции) и передается на рассмотрение судьи, который и выносит постановление о наложении штрафа.

Следует отметить, что доступ к персональным данным граждан ограничивается упомянутым выше Законом № 152-ФЗ. На основании указанного закона персональные данные воспитанников и учащихся ОУ относятся, по терминологии КоАП РФ, к "информации с ограниченным доступом". При этом персональные данные определяются законом очень широко и включают в себя не только формальные сведения о человеке, но и "другую информацию". Под другой информацией надо понимать в т. ч. сведения, составляющие личную или семейную тайну, поскольку охрана такой информации гарантирована Конституцией РФ. Однако к ответственности по статье 13.14 за разглашение сведений о личной и семейной жизни воспитанников, учащихся работники ОУ могут привлекаться при условии, если это правонарушение по характеру действий не влечет уголовной ответственности.

 Уголовная ответственность

Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливаются меры уголовной ответственности. В отличие от КоАП РФ, меры уголовной ответственности применяются не просто за разглашение информации, а за нарушение неприкосновенности частной жизни в форме "незаконного собирания или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без согласия этого лица", либо за публичное распространение таких сведений, в частности, в публичном выступлении, СМИ или в "публично демонстрирующемся произведении".

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица признается преступлением только в том случае, если сторона обвинения докажет в действиях обвиняемого наличие прямого умысла, т. е. докажет, что обвиняемый, во-первых, осознавал, что он действует незаконно и нарушает неприкосновенность частной жизни, гарантированную Конституцией РФ, во-вторых, предвидел возможность причинения вреда правам и интересам потерпевшего и, в-третьих, желал такого причинения вреда.

При назначении наказания суд может выбрать одно из следующих основных (альтернативных) наказаний: штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо обязательные работы на срок от 120 до 180 дней, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 4 мес., либо лишение свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 137 УК РФ).

За совершение преступления с использованием служебного положения предусматриваются более строгие наказания: штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 мес., либо лишение свободы на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 137 УК РФ).

В качестве дополнительного (к основному) наказания суд может применить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Данное уголовное правонарушение относится к категории преступлений "небольшой тяжести" (ст. 15 УК РФ).

 Дисциплинарная ответственность

В отличие от административной и уголовной ответственности, установленной за нарушения норм федеральных законов, к дисциплинарной ответственности педагог-психолог может быть привлечен руководителем ОУ за нарушение правил работы с информацией, предусмотренных также локальными нормативными актами учреждения. Дисциплинарная ответственность регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В случае выявления такого нарушения при работе с информацией о воспитанниках руководитель ОУ вправе применить к педагогу-психологу одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор или увольнение по п. 6 "в" ст. 81 за разглашение "охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника". Разумеется, что разглашение персональных данных воспитанников относится к разглашению охраняемой законом тайны.

Дисциплинарное нарушение (дисциплинарный проступок) – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Дисциплинарное взыскание должно быть объявлено приказом руководителя ОУ или распоряжением его заместителя, если заместитель наделен правом привлечения подчиненных ему работников к дисциплинарной ответственности. Приказ о взыскании должен быть доведен до сведения педагога-психолога под роспись в течение 3 рабочих дней со дня подписания, т. е. издания приказа.

До издания приказа руководитель ОУ обязан запросить у педагога-психолога объяснение в письменной форме. В случае непредоставления письменного объяснения по истечении двух рабочих дней руководитель составляет акт об этом и вправе считать причины нарушения неуважительными.

В случае же указания педагогом-психологом в объяснении уважительных причин нарушения, руководитель обязан провести проверку и (или) дать оценку указанным причинам.

Установлены максимальные сроки, в течение которых руководитель учреждения имеет право применить дисциплинарное взыскание. Срок применения взыскания составляет не более одного месяца со дня обнаружения нарушения (ст. 193 ТК РФ). Днем обнаружения считается день, когда о нарушении стало известно непосредственному руководителю данного работника или руководителю учреждения. Другие работники (кроме непосредственного руководителя), ставшие очевидцами нарушения, не обязаны сообщать руководителю ОУ о нарушении, поэтому их свидетельство не признается днем обнаружения. Законом запрещено применять дициплинарное взыскание по истечении 6 мес. со дня совершения нарушения.

Если о нарушении правил работы с конфиденциальной информацией руководителю учреждения стало известно через 6 мес. после нарушения, то он уже не вправе применять дисциплинарное взыскание за истечением срока давности.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность

Этот вид ответственности не предусматривает мер наказания и по своей форме является материальной компенсацией, выплачиваемой нарушителем лицу, которому был причинен вред незаконным распространением сведений о его частной жизни, составляющих личную или семейную тайну.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), "достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна защищаются как нематериальные блага в случаях, предусмотренных Кодексом" (ст. 150 ГК РФ).

Закон предусматривает такой случай – компенсацию морального вреда, под которым, применительно к личной и семейной тайне, понимаются нравственные страдания лица в связи с незаконным распространением информации о его частной жизни. Если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации суд должен принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

При нарушении личной или семейной тайны пострадавшим может быть как сам несовершеннолетний воспитанник, так и его родители и другие члены семьи.

Следовательно, исковых требований о возмещении морального вреда может быть несколько, например, иск родителя от имени несовершеннолетнего воспитанника о возмещении нравственных страданий ребенка и иск этого же родителя от своего имени о возмещении его (родителя) нравственных страданий, поскольку право на неприкосновенность частной жизни у него тоже нарушено.

Обязанность уплаты денежной компенсации может быть возложена судом исключительно по заявлению (иску) пострадавшего, поданному в гражданский суд в порядке частного обращения. Такое обращение – это право, а не обязанность пострадавшего, и он может в любой момент отозвать исковое заявление до объявления судебного решения, например, в связи с прощением или примирением с нарушителем, именуемым в данном случае "ответчиком". Стороны (истец и ответчик) могут заключить так называемое мировое соглашение и в самом суде. Соглашение утверждается определением суда и имеет силу судебного решения, т. е. подлежит обязательному исполнению, в т. ч. принудительному. В случае утверждения мирового соглашения судом истец лишается права повторно обратиться в суд с таким же иском.

Важной для работника особенностью гражданско-правовой ответственности за нарушение личной и семейной тайны воспитанников является то, что к возмещению морального вреда может быть привлечено по суду только само учреждение. Юридическое лицо (ОУ) возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ). Но если по обстоятельствам дела можно установить, что нарушение не было связано с исполнением трудовых обязанностей, то к судебной ответственности за моральный вред может быть привлечен и работник.

После уплаты компенсации пострадавшему у ОУ возникает право потребовать от виновного работника возмещения материального ущерба (ст. 238 ТК РФ). Такая ответственность именуется "материальной ответственностью", и она ограничена пределами – не более одного среднемесячного заработка виновного работника (ст. 241 ТК РФ). Однако в случаях, когда ущерб причинен в результате действий работника, признанных приговором суда уголовным преступлением или постановлением по административному делу – административным правонарушением, закон устанавливает полную материальную ответственность работника, т. е. в размере всего "прямого действительного ущерба", причиненного ДОУ (ст. 243 ТК РФ).

В заключение необходимо отметить, что педагог-психолог ОУ может быть привлечен за одно и то же нарушение установленных законом запретов и ограничений по работе с конфиденциальной информацией воспитанников сразу к трем видам юридической ответственности, например, к административной, дисциплинарной и материальной или к уголовной, дисциплинарной и материальной (уголовная и административная ответственность являются взаимоисключающими.) И это не будет считаться применением двух и более наказаний за одно и то же нарушение, поскольку виды ответственности предусмотрены разными федеральными законами-кодексами.

Раздел 2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Центров)

В работе центров нередко возникают ситуации, когда необходимо решить вопрос о целесообразности и законности предоставления   информации   о   состоянии   здоровья,   результатах психологического обследования, анализа семейной ситуации и реабилитации ребенка, который наблюдается в данном образовательном учреждении. Такие ситуации могут возникнуть, если

• информацию запрашивают «третьи» лица, например, прародители, или вообще посторонние лица;

• поступает обоснованный запрос органов опеки и попечительства, следователя, судьи или прокурора;

• один из родителей привлечен к уголовной ответственности за преступление в отношении ребенка, и защитник запрашивает информацию об этом ребенке;

• при разводе между родителями возникает спор об определении места жительства ребенка или об установлении порядка общения с ребенком;

• поступают запросы органов внутренних дел, учреждений образования органов социальной защиты населения.

Все сведения, касающиеся состояния здоровья ребенка и членов его семьи, данных психологического и медицинского обследования, проводимых в центре являются конфиденциальной информацией, о чем должна иметься запись в Индивидуальной карте: «Информация о ребенке и его семье является строго  конфиденциальной и  не  подлежит разглашению  без ее  информированного согласия».

Содержащиеся в   Информационной карте сведения могут быть разглашены без согласия ребенка или его законных представителей только при наличии угрозы жизни или здоровью ребенка, нарушении его законных прав и интересов, а также по письменным запросам суда и правоохранительных органов».

Решение вопроса о том, кому и в каком объеме предоставлять информацию о состоянии здоровья ребенка и результатах обследования его и  других членов семьи будет существенно облегчено, если придерживаться 2-основных принципов:

1. во всех случаях руководствоваться приоритетом интересов ребенка;

2. знать и соблюдать существующие нормы и законодательства по этому вопросу.

В ст.24 п.5 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» .№ 5487-1 от 22.07.93 сказано, что в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Далее в статье 31 этого же документа определен порядок предоставления ребенку информации о состоянии его здоровья: «Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - предоставляется их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением   лечебно-профилактического   учреждения   или   другим специалистом, принимающим непосредственное участие в обследовании и лечении». Законными представителями ребенка являются его родители или лица, их заменяющие (опекуны, назначенные в установленном законом порядке). Руководствуясь этими положениями, можно констатировать, что информацию о состоянии здоровья могут непосредственно получать дети, достигшие 15-ти лет, родители и законные представители детей.

В этой же статье сказано, каким образом гражданин может получить эту информацию: он может непосредственно знакомиться с документацией, отражающей состояние его здоровья,    получить ее в виде разъяснений специалистов, а также потребовать копии медицинских документов.

В соответствии со ст. 61, Основ законодательства РФ об охране здоровье граждан, предоставление содержащейся в медицинской документации информации без согласия гражданина (а для подростков, не достигших 15-летнего возраста, - без согласия родителей или законных представителей ребенка) допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за;

своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий».

Указом Президента Российской Федерации № 188 от 06 марта 1997г./5/ утвержден перечень сведений конфиденциального характера, к числу которых относятся «сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства». В практике работы Центров достаточно часто бывают случаи, когда еще до обращения в Центр или в ходе работы с клиентами возбуждается уголовное дело по факту сексуального насилия ребенка или по другим статьям Уголовного кодекса, например, истязание. Адвокаты или родственники обвиняемых (а часто ими бывают отцы или отчимы детей), стремясь получить больше информации до заседания суда, порой буквально осаждают администрацию учреждения, допуская различного рода угрозы. В таких случаях лучше связаться со следователем или судьей, в производстве которых находиться уголовное дело.

Однако в ряде случаев работники центров обязаны без согласия родителей или законных представителей ребенка в его интересах передавать информацию, если ребенок находится в опасной для его жизни и здоровья ситуации. В ст.61, п.5 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» говорится о том, что при наличии оснований, позволяющих полагать, что    вред здоровью гражданину причинен в результате противоправных   действий,   допускается   предоставление   сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

В  Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» говорится о том, что обязанностью образовательных учреждений являете выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасно положении   (ст.14п.2).

 Раздел 4. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

- Конвенция о правах ребенка
- Российская Федерация федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в  российской федерации
- Российская Федерация закон об образовании
- положение о психологической службе в системе народного образования.
- о введении должности психолога в учреждениях образования
- о введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов
- письмо министерства образования РФ от 12.01.93 года № 10/32 – т 75
об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций
- о состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в российской федерации 83
- об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований)- об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников.
- об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в российской федерации 110
- об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
- об оплате труда педагогических работников лицеев, гимназий, колледжей
- о практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- положение о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации
- ответы на вопросы по применению положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
- положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
- об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
- о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений.
- "о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"
- об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры
- о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений
- о введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе департамента образования города Москвы
- об установлении оплаты молодым специалистам
- об установлении надбавок и доплат педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Москвы.
- о реализации постановления правительства Москвы от 23 марта 2004 года № 172-пп «о мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»
- о реализации п. 8.4. Постановления правительства Москвы от 23 марта 2004 года № 172-пп «о мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы».

Раздел 4. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

I. Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога.
Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.
Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией "О правах ребенка" и действующим Российским законодательством.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этические принципы призваны обеспечить:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог сохранение доверия между психологом и клиентом;

- укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1.   ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

- Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

- Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

- Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

- Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

- Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

- На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

- Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

- Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

- Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

- Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

- Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

- Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

- Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

- Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

- Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

- При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

- Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

- В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

- Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

- Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

5. ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПСИХОЛОГИИ

- В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

- Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

- Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6.ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

- В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом "не навреди".

- Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

- В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

- Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

- Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

- Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

- Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

- Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

- В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

- Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

- Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

- Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

- В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

Нормативные документы:

  1. Конвенция о правах ребенка./ В сборнике международных стандартов норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2010)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2010)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 08.05.2010)
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
  7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. 28.09.2010)
    Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 23.12.2010).
  8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 27.07.2010).
  9. Закон г. Москвы от 07.10.2009 № 43 "О психологической помощи населению в  городе Москве.
  10. Федеральный Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона 20.07.2000 №103-ФЗ)
  11. Федеральный Закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений2 несовершеннолетних» ред.Федерального закона от 13.01.2001 № 1-ФЗ).
  12. Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №1, 2011 год (автор А.И. Вавилов,ст. науч. сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования – Высшей школы экономики)