1

Алгоритм действий педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения в кризисной ситуации .

Первый шаг - позвонить семье, предложить помощь, поддержку. Обозначить действия, которые необходимо предпринять. Назначить ответственного.

Второй шаг - поставить в известность всех, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных.

Третий шаг - ознакомить учителей со стратегиями помощи учащимся справиться с эмоциональными последствиями ЧС.

Четвертый шаг -  определить политику контакта с средствами массовой информации, какую информацию предоставлять.

Пятый шаг - оценить необходимость обращения за помощью в региональный (городской или районный) антикризисный центр и другие организации.

 Шестой шаг -  оповестить вышестоящую организацию о  ЧС.

 Седьмой шаг - выделить аудитории для групповой  работы и других  особых целей.

Восьмой шаг - рассмотреть, составить расписание (в зависимости от ситуации школа может быть закрыта на день, работа учреждения может быть продолжена в обычном режиме с обращением особого внимания на группу риска, рассмотреть возможную деятельность всех подразделений школы (кружков, дополнительных занятий и т.д.).

Девятый шаг  - предпринять шаги по выявлению группы риска.

Десятый шаг - определить необходимость связаться с родителями учащихся группы риска

Одиннадцатый шаг - в случае смерти или самоубийства принять необходимые меры в отношении 

личных вещей.

Двенадцатый шаг -     пригласить  бригаду мобильной помощи из службы экстренной психологической   

 помощи по работе с посттравматической ситуацией.                               

 Тринадцатый шаг -    представить информацию в городскую службу экстренной психологической помощи (информация включает в себя следующие сведения  – школа, дата происшествия, краткое описание, что сделано антикризисной школьной бригадой, с точки зрения школы: что происходило удачно в работе, что можно было сделать по-другому, была ли задействована региональная служба экстренной психологической помощи, ее действия).

Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми.

       Позиция консультанта (он должен дать понять это абоненту, пострадавшему от физического насилия):

  •  Вы не виноваты!
  •  В мире есть зло, и это зло Вас коснулось.
  •  Вы не могли протестовать, это была злая  воля насильника.
  •  Зато вы спасли свою жизнь – Вы сделали все, чтобы ее спасти.

Алгоритм работы:

  1. Жертвы не сразу заводят об этом разговор. Нужно помочь начать разговор, не торопить.
  2. Выяснить, насколько безопасно ситуация сейчас (помочь обеспечить безопасность, выясняя, что можно сделать).
  3. Рассказ о медицинской и правовой помощи  (забота о здоровье, заявление в полицию): Кто может сопровождать, предупредить о том, что придется не раз рассказывать о произошедшем чужим для  Вас  людям – подготовить к необходимости этого.
  4. Дать полностью выговориться. Показать, что мы готовы выслушать, но не торопим. Спросить  о том, как это было, что насильник делал, говорил. Что чувствовала, думала, говорила жертва?
  5. Разговор про чувства. Если пошли чувства гнева на насильника, надо эти чувства подогревать.
  6. Поискать ресурсы. Кто из близких  может выслушать, помочь. Рассказать о том, что ты не один такой! Поискать сильные качества личности. Дать телефоны и адреса нужных служб.

Для родственников:

  •  Где находиться сейчас жертва? Каково ее состояние?
  •  Первая  реакция: может быть крик, агрессия  на жертву – обратная реакция.
  •  Если жертва ведет себя очень  тихо, то это шок!
  •  Поберегите жертву, не приставайте с расспросами, это причиняет боль.
  •  Очень аккуратно устанавливайте любой физический контакт – это может причинить боль. («Можно я тебя сейчас обниму?»).
  •  Жертва насилия не может делать привычных действий. Нужно освободить ее от привычных обязанностей, можно уехать на время.

Конкретизация должностных инструкций по работе с случаями суицидального поведения

Классный руководитель.

  1. Раннее выявление учащихся с нервно-психической неустойчивостью, акцентуациями (выраженными отклонениями) характера, проблемным поведением.
  2. Индивидуальный подход и воспитательная работа с учетом их психологических и возрастных особенностей личности.
  3. Работа с родителями и детьми по привитию здоровых привычек.
  4. Диагностика семьи.
  5. Планируемое распределение физических и психологических нагрузок.
  6. 6.Предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения.
  7. Быстрая и адекватная коррекция аномального поведения.
  8. Развитие у себя личных и профессиональных качеств фасилитатора. Содействие позитивной идентификации суицидента, отработка старых клише, обретение новых совместно с психологом.

Социальный педагог, медицинская сестра.

1. Составление сводок по всем случаям суицидов и покушений среди жителей закрепленного за ОУ района путем запроса в дежурную часть ГОВД (РОВД) и приемные отделения токсикологического отделения больницы.

2. Выявление учащихся, состоящих на учете в ОПДН, ВШК и поставленных на учет после покушения на самоубийство, с датой суицидальной попытки и записью на прием к врачу, психологу.

3. Своевременная передача сведений о суицидентах врачу, школьному психологу.

4. Обеспечение в установленные врачом, психологом первичные и повторные явки (путем вызова по телефону, посещений на дому).

5. После посещения на дому обязательное заполнение патронажного листа.

6. Контроль за выполнением указания врача, психолога по проведению социального обследования и реабилитационных мероприятий, осуществление контакта с государственными и не государственными учреждениями, родственниками и близкими.

Школьный психолог.

Основной задачей школьного психолога является превенция суицидального поведения, которая может осуществляться в сле­дующих направлениях: диагностика, просвещение, профилактика, развитие, коррекция, реабилитация:

  1. Выявление людей с повышенным риском суицидальности и проведение экспериментального психологического обследования, результаты обследования оформлять в виде развернутого заключения.
  2. Постановка на внутренний учет и организация помощи детям с суицидалогической готовностью. Постоянный взаимообмен информацией с врачами по детям группы риска.
  3. Прогнозирование суицидальной активности учащихся, объяснение родителям сути суицидального намерения, поведения и психологию кризиса и др.
  4. Ведение систематической работы среди участников образовательного процесса по пропаганде психогигиенических знаний и возрастно–психологических, индивидуальных особенностей людей.
  5. Своевременное оказание адекватной помощи человеку:                                            

снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

 уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

 формирование компенсаторных механизмов поведения;

 формирование адекватного отношения к жизни и смерти.