СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

      Письмо и чтение, являясь “базой” всего дальнейшего обучения, вызывают значительные затруднения у младших школьников, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на усвоение ими школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом

 

 Методика коррекционной работы

 по устранению нарушений письма младшего школьного возраста.

 

  • На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание.
  • При устранении аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

I этап коррекционной работы.

 Рекомендуемые упражнения:

Упражнение “Загадка” /развитие зрительного восприятия, логического мышления, зрительной памяти/. Необходимо прочитать загадку по мере возрастания цифр, а затем её отгадать.

Упражнение “Найди спрятанное слово (направлено на тренировку распределения и избирательности внимания). Необходимо среди буквенного текста найти и подчеркнуть слова:

Тдксолнцеьблджщцкуыветерфкхъпсдцйщэдождьюъзгнхцйёрнвьюгажэхъкшгнпоблакобюдщрштормлгржээгдградьюукмслдшвгрязьхщклдшнзогжараьлгнеап

I I этап коррекционной работы.

Коррекция звукопроизношения   коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия  формирование лексико-грамматической стороны речи.

  • Развитие фонематического восприятия.

 Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводятся не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением

 

  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа. Последняя проводится всегда на материале правильно произносимых детьми звуков.

 

Основными видами этой работы являются:
а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков. Такой анализ должен сопровождаться составлением схемы целого предложения (длинная черта — предложение, короткие черточки — слова, самые маленькие черточки — слоги, точки — звуки);

 

  • Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел); с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бе-жал и т.д.). Другой вид словарной работы — подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.
    На протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запас.

 

  • Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложении по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложении и т.д.
  • Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи.