Если у ребенка преобладают черты сангвинического темперамента:
- важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки и т.п.);
- необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное – показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
- важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
- учить с уважением относиться к товарищам. Стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у ребенка преобладают черты холерического темперамента:
- с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
- говорить с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
- целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение и пр. – все должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
- необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости;
- воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
- необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у ребенка преобладают черты флегматичного темперамента:
- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
- не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
- следует чаще хвалить его за скорые действия;
- необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
- следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
- побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
- нельзя резко обрывать ребенка. необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности; привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Если у ребенка преобладают черты меланхолического темперамента:
- нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
- нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
- целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
- ребенку полезно заниматься спортом;
- необходимо разнообразить жизнь ребенка;
- надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
- важно развивать у него общительность;
- необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.