Как помочь ребенку в приготовлении уроков.

yandsearch

     Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки, в первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий…

    Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Не правы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз.

   Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено, источник света находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

   Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными - достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками.

   Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

   С 6-летними школьниками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий. Это вызвано повышенной утомляемостью 6-летних детей. Если кроме школьных занятий у них будут еще и домашние, то может наступить нервное переутомление. С шестилетками дома надо заниматься так же, как с дошкольниками: играть, рисовать, лепить, конструировать.

  Но вернемся к ребятам постарше. Первое, что требуется от родителей, - это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки. Подсказать, когда пришло время сделать перерыв и когда его надо закончить.

   Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго - первые 2-3 месяца. Правда, это «удовольствие» может быть растянуто на годы. Случается, что даже пятиклассник не начинает выполнять домашнее задание без напоминания.

Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то маме или папе нужно быть около него. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

   В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

   Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком только первые несколько минут. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

   И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте ребенка за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления – это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Школа не должна быть связана в сознании с отрицательными эмоциями.

   В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности в течение достаточно длительного времени и советы учителя не помогают улучшить положение, надо обратиться за помощью к психологу. Специалист вместе с родителями поможет ребенку преодолеть трудности начального этапа обучения. Доброжелательное отношение взрослых даст возможность первокласснику не пасть духом.

                                             Подготовила педагог-психолог Ю.И.Меньщикова