Идти ли в школу в 6 лет, или каков оптимальный возраст первоклассника?

  Наша  система среднего образования заставляет родителей задолго до выпуска с детского сада задумываться:

  • - Идти ли  в школу в 6 лет?
  • - Не будет ли очень большой нагрузкой школьная программа для моего сыночка
  •   или доченьки?
  • - Как «отреагирует» иммунитет малыша?
  • - Не обернётся ли потом школьное время депрессией со всеми вытекающими  
  •   последствиями?
  • - А если оставить малыша еще на год в детском саду и не идти ли в школу в 6
  •   лет, не будет ли он в первом классе  «переростком»?
  • - И не пропадёт ли интерес к учёбе, ведь уже сегодня моё чадо и считает, и по 
  •   слогам читает, и логически рассуждает?
  • - А будет ли потом возможность у сына поступить в ВУЗ? Или сразу со школьной скамьи – в армию?…

         Думаю, что таких мучительных вопросов у каждого, осваивающего Искусство быть мамой и Папой, – миллион. Ведь, дети –цветы жизни (для многих — и смысл жизни),  а родителям предстоит сделать очень важный и ответственный шаг – «лишить ребёнка детства» (фу, как грубо это звучит) и начать вместе с ним новый этап его жизни – период активного накопления знаний, интенсивного развития кругозора, памяти, внимания, мышления и т.д. – этап сознательного формирования личности ребёнка. Конечно, насчёт формирования, можно и поспорить, но сегодня речь не об этом, а о том, каков же оптимальный возраст первоклассника и когда отдавать в школу любимое чадо?        

     Практически все родители сомневаются, отдавать ли ребёнка в школу с 6 лет. Ведь кроме официальных предписаний Министерства Образования и  не всегда компетентных высказываний знакомых («Мы же вот пошли с 6 лет – и ничего» либо «Вы остаётесь в саду на второй год?! Такой умный и развитый ребёнок! Он же начнёт деградировать!»), весомых причин в этом нет.

          Об этом же говорят и педиатры с психологами, объясняя, что, как правило, 6-летний малыш не готов (ни морально, ни физически, ни психологически) к школьным нагрузкам. Да, у первоклашек уроки по 30 минут, но:

  • - 4-5 уроков ежедневно, а это значит, что ребёнок будет «напрягать спину» как минимум 4 часа, что крайне нежелательно для 6-леток (после чего у 70% первоклассников – нарушение осанки);
  • - пусть минимальные, но обязательные домашние задания, а это – уже чувство ответственности с психологической нагрузкой;
  • - отсутствие дневного сна (а детям до 7 лет рекомендован отдых днём). Причем, заметьте, что «дошколёнок» может и не спать в саду либо дома, но после школы даже не спавшие 6-летние детки попросту «вырубаются»…

         Итак, для того чтобы идти в школу (с 6 лет либо с 7) ребёнок должен быть развит как физически, так и психологически. Под физической готовностью понимается умение ребёнка высидеть 4 урока по 30 минут, при этом – внимательно и сосредоточенно слушать учителя и не отвлекаться.

         А психологической зрелостью принято считать волевую и мотивационную готовность. Мотивационная – это ребёнок сам очень хочет идти в школу, но родителям объясняет:

  • - «Мне уже скучно в саду», «В школе учитель научит меня читать и писать», «Я узнаю много нового и интересного» и всё в таком духе – это говорит о том, что ваш малыш психологически готов.
  • - « Хочу в школу, т.к. мне подарят красивый портфель (ручку, пенал, букварь, форму)», «В школе у меня будет много новых друзей, с которыми можно весело играть». Если для вашего малыша школа – это то же, что и сад, и привлекает его больше чисто внешние проявления – ваш ребёнок не готов идти ли в школу в 6 лет! Впоследствии очень вероятен панический страх школы.

Определяем готовность ребёнка идти в школу

            Для того чтобы понять, готов ли ваш малыш идти ли в школу в 6 лет, нужно честно и объективно ответить на следующие вопросы:

  1. сын или дочь уже хорошо читают, считают, а возможно и пишут;
  2. ребёнок болеет не чаще 4-5 раз в год, у него нет хронических заболеваний и, тем более, психических особенностей – гиперактивности, СДВ (Синдрома Дефицита Внимания), аутизма и т.д.;
  3. ваш малыш достаточно хорошо социально адаптирован – он умеет знакомиться, имеет опыт посещения детских коллективов (детсад, школа раннего развития, спортсекции);
  4. ребёнок может выразить свою мысль, выговаривает все буквы и разборчиво говорит, не заикается и имеет хороший словарный запас;
  5. ребёнок адекватно оценивает себя и свои поступки (ну, по крайней мере, не считает себя самым умным, красивым, гениальным и никогда не ошибающимся);
  6. он достаточно самостоятелен и умеет ориентироваться в пространстве (знает своё имя, фамилию, домашний адрес, полные имя-фамилию родителей, место их работы, хорошо бы еще и номера телефонов), понимает необходимость обучения, знает правила школы.

           Добавьте сюда еще пару пунктов:

  • 1.Какая его первая учительница – грамотный, компетентный, чуткий и понимающий педагог?
  • 2.Сколько времени занимает дорога в школу? Если более 20 минут, ребёнок будет приходить в школу уже уставшим.

           Целесообразно отдавать ребёнка в школу с 6 лет только в том случае, если на все (!!!) вопросы вы ответили утвердительно.

Так идти или не идти ли в школу в 6 лет?

            Кроме личных убеждений родителей, существуют еще и специальные методики, определяющие «школьную зрелость», по которым можно оценить в баллах готовность малыша к школе. Поэтому, если есть сомнения — в школу с 6 лет или с 7 – проконсультируйтесь у:

  • - детского психолога, как правило, есть в каждом детском саду и в школе;
  • - педиатра;
  • - невролога.

            Если ваше мнение (желание отдать 6-летнего ребёнка в школу) совпало с заключениями специалистов, то нет причин не пойти в школу с 6 лет! Если же нет (а без учёта родительских амбиций, только 10% шестилеток готовы к школьным будням), лучше повременить, пока и организм малыша окрепнет, и нервная система созреет.

            От того, насколько взвешенным и правильным будет родительское  решение, когда отдавать в школу любимое дитя, зависит и безболезненная школьная адаптация, и личная успешность ребёнка, его самооценка, желание учиться и многое другое. Очень важно для определения идеального возраста вашего первоклассника руководствоваться не доводами знакомых о «нормальности их детей», и не мыслями о туманном армейском будущем, а трезво постараться оценить возможности и способности ребёнка, обеспечив «удачный старт» в этой нелёгкой 11-летней школьной «эстафете».

 

                 Подготовила педагог-психолог МКОУ ПМПК  Ю.И.Меньщикова