Наша система среднего образования заставляет родителей задолго до выпуска с детского сада задумываться:
- - Идти ли в школу в 6 лет?
- - Не будет ли очень большой нагрузкой школьная программа для моего сыночка
- или доченьки?
- - Как «отреагирует» иммунитет малыша?
- - Не обернётся ли потом школьное время депрессией со всеми вытекающими
- последствиями?
- - А если оставить малыша еще на год в детском саду и не идти ли в школу в 6
- лет, не будет ли он в первом классе «переростком»?
- - И не пропадёт ли интерес к учёбе, ведь уже сегодня моё чадо и считает, и по
- слогам читает, и логически рассуждает?
- - А будет ли потом возможность у сына поступить в ВУЗ? Или сразу со школьной скамьи – в армию?…
Думаю, что таких мучительных вопросов у каждого, осваивающего Искусство быть мамой и Папой, – миллион. Ведь, дети –цветы жизни (для многих — и смысл жизни), а родителям предстоит сделать очень важный и ответственный шаг – «лишить ребёнка детства» (фу, как грубо это звучит) и начать вместе с ним новый этап его жизни – период активного накопления знаний, интенсивного развития кругозора, памяти, внимания, мышления и т.д. – этап сознательного формирования личности ребёнка. Конечно, насчёт формирования, можно и поспорить, но сегодня речь не об этом, а о том, каков же оптимальный возраст первоклассника и когда отдавать в школу любимое чадо?
Практически все родители сомневаются, отдавать ли ребёнка в школу с 6 лет. Ведь кроме официальных предписаний Министерства Образования и не всегда компетентных высказываний знакомых («Мы же вот пошли с 6 лет – и ничего» либо «Вы остаётесь в саду на второй год?! Такой умный и развитый ребёнок! Он же начнёт деградировать!»), весомых причин в этом нет.
Об этом же говорят и педиатры с психологами, объясняя, что, как правило, 6-летний малыш не готов (ни морально, ни физически, ни психологически) к школьным нагрузкам. Да, у первоклашек уроки по 30 минут, но:
- - 4-5 уроков ежедневно, а это значит, что ребёнок будет «напрягать спину» как минимум 4 часа, что крайне нежелательно для 6-леток (после чего у 70% первоклассников – нарушение осанки);
- - пусть минимальные, но обязательные домашние задания, а это – уже чувство ответственности с психологической нагрузкой;
- - отсутствие дневного сна (а детям до 7 лет рекомендован отдых днём). Причем, заметьте, что «дошколёнок» может и не спать в саду либо дома, но после школы даже не спавшие 6-летние детки попросту «вырубаются»…
Итак, для того чтобы идти в школу (с 6 лет либо с 7) ребёнок должен быть развит как физически, так и психологически. Под физической готовностью понимается умение ребёнка высидеть 4 урока по 30 минут, при этом – внимательно и сосредоточенно слушать учителя и не отвлекаться.
А психологической зрелостью принято считать волевую и мотивационную готовность. Мотивационная – это ребёнок сам очень хочет идти в школу, но родителям объясняет:
- - «Мне уже скучно в саду», «В школе учитель научит меня читать и писать», «Я узнаю много нового и интересного» и всё в таком духе – это говорит о том, что ваш малыш психологически готов.
- - « Хочу в школу, т.к. мне подарят красивый портфель (ручку, пенал, букварь, форму)», «В школе у меня будет много новых друзей, с которыми можно весело играть». Если для вашего малыша школа – это то же, что и сад, и привлекает его больше чисто внешние проявления – ваш ребёнок не готов идти ли в школу в 6 лет! Впоследствии очень вероятен панический страх школы.
Определяем готовность ребёнка идти в школу
Для того чтобы понять, готов ли ваш малыш идти ли в школу в 6 лет, нужно честно и объективно ответить на следующие вопросы:
- сын или дочь уже хорошо читают, считают, а возможно и пишут;
- ребёнок болеет не чаще 4-5 раз в год, у него нет хронических заболеваний и, тем более, психических особенностей – гиперактивности, СДВ (Синдрома Дефицита Внимания), аутизма и т.д.;
- ваш малыш достаточно хорошо социально адаптирован – он умеет знакомиться, имеет опыт посещения детских коллективов (детсад, школа раннего развития, спортсекции);
- ребёнок может выразить свою мысль, выговаривает все буквы и разборчиво говорит, не заикается и имеет хороший словарный запас;
- ребёнок адекватно оценивает себя и свои поступки (ну, по крайней мере, не считает себя самым умным, красивым, гениальным и никогда не ошибающимся);
- он достаточно самостоятелен и умеет ориентироваться в пространстве (знает своё имя, фамилию, домашний адрес, полные имя-фамилию родителей, место их работы, хорошо бы еще и номера телефонов), понимает необходимость обучения, знает правила школы.
Добавьте сюда еще пару пунктов:
- 1.Какая его первая учительница – грамотный, компетентный, чуткий и понимающий педагог?
- 2.Сколько времени занимает дорога в школу? Если более 20 минут, ребёнок будет приходить в школу уже уставшим.
Целесообразно отдавать ребёнка в школу с 6 лет только в том случае, если на все (!!!) вопросы вы ответили утвердительно.
Так идти или не идти ли в школу в 6 лет?
Кроме личных убеждений родителей, существуют еще и специальные методики, определяющие «школьную зрелость», по которым можно оценить в баллах готовность малыша к школе. Поэтому, если есть сомнения — в школу с 6 лет или с 7 – проконсультируйтесь у:
- - детского психолога, как правило, есть в каждом детском саду и в школе;
- - педиатра;
- - невролога.
Если ваше мнение (желание отдать 6-летнего ребёнка в школу) совпало с заключениями специалистов, то нет причин не пойти в школу с 6 лет! Если же нет (а без учёта родительских амбиций, только 10% шестилеток готовы к школьным будням), лучше повременить, пока и организм малыша окрепнет, и нервная система созреет.
От того, насколько взвешенным и правильным будет родительское решение, когда отдавать в школу любимое дитя, зависит и безболезненная школьная адаптация, и личная успешность ребёнка, его самооценка, желание учиться и многое другое. Очень важно для определения идеального возраста вашего первоклассника руководствоваться не доводами знакомых о «нормальности их детей», и не мыслями о туманном армейском будущем, а трезво постараться оценить возможности и способности ребёнка, обеспечив «удачный старт» в этой нелёгкой 11-летней школьной «эстафете».
Подготовила педагог-психолог МКОУ ПМПК Ю.И.Меньщикова