Об организации работы с подростком девиантного поведения
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессия, грубость, вредные привычки, противозаконные действия и др. Возникает масса вопросов. Какова причина такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Девиантное, отклоняющееся поведение вызывает интерес у психологов, врачей, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Поэтому эта проблема носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Рассматривая девиантное поведение, следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а отклонения от них, следовательно, и видов поведенческих девиаций. На социальном уровне отклоняющееся поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. Искоренение девиантного поведения как социального явления вряд ли возможно. На личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. При желании и взрослении личность вполне может изменить свою позицию по отношению к обществу. Рассматривая поведение человека, можно подразделить его на: внешнее и внутреннее. Внешним поведением психологи считают – любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции (покраснения, бледность, аффекты, замкнутость и плаксивость). Внутренним поведением – мотивация и целеполагание, эмоциональная реакция, саморегуляция. Итак, поведение социально – оно формируется и реализуется в обществе. Схема формирования личности в обществе: Личность → социум (позитивный) → социализация → адаптация → индивидуальность Личность → социум (деструктивный) → десоциализация → дезадаптация → девиантная личность При любом варианте социализации поведения человека можно описать, используя общие характеристики личности:
- Мотивированность – внутренняя готовность действовать;
- Адаптивность – соответствие ведущим требованиям социума;
- Аутентичность – соответствие поведения индивидуальности;
- Продуктивность – реализация сознательных целей;
- Адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.
Более частыми, но не менее важными являются такие признаки поведения личности как:
- Уровень активности (энергичность и инициативность);
- Эмоциональная выразительность (сила и характер проявленных аффектов);
- Динамичность (темп);
- Стабильность;
- Осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);
- Произвольность (самоконтроль);
- Гибкость (изменение поведения в ответ на изменение среды и ситуации).
Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальные проявления:
- Сниженная обучаемость;
- Хроническая неуспешность;
- Конфликты с законом, семьей, одноклассниками;
- Изоляция;
Индивидуальные проявления:
- Негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ребенком, непонимание его со стороны взрослых, протест, оппозиция);
- Завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;
- Хронический эмоциональный дискомфорт;
- Неэффективность саморегуляции;
- Конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений.
Современные требования к человеку не ограниваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. Основными качествами личности в наше время можно назвать:
- Внутреннюю позицию по отношению к миру (окружению и себе);
- Способность принимать решение и делать выбор;
- Личную ответственность за собственное поведение;
Профилактика отклоняющегося поведения. Профилактика девиантного поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:
- Общегосударственный уровнь;
- Правовой;
- Общественный;
- Экономический;
- Медицинский;
- Педагогический;
- Социально–психологический;
Условиями успешной профилактической работы считаются:
- Комплексность;
- Последовательность;
- Дифференцированность;
- Своевременность (особенно для подростков).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделить 3 вида профилактики отклоняющегося поведения: Первичная профилактика – это направленность на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиантное поведение. И повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика – это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска». Третичная профилактика – это уже лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Формы психопрофилактической работы девиантного поведения:
- Организация социальной среды:
- воздействие общественного мнения, т.е. негатив к девиантному поведению;
- семья (полная, неполная и т.д.);
- школа (класс);
- конкретная личность (направлять подростка на установку здорового образа жизни, волонтерство).
- Информирование:
- не запугивающего характера;
- своевремено;
- влияющая на изменение поведения;
- подросток нуждается во внимании, уважении и любви со стороны взрослых;
- Активное социальное обучение социально важным навыкам:
- групповой тренинг к резистентности - устойчивости к негативному социуму;
- тренинг, направленный на исправление эмоциональных нарушений;
- формирование жизненных навыков (общение, поддержка, дружба, конструктивное решение конфликтов);
- Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (путешествия, испытания себя на риск, прочность, горные походы, экстремальные виды спорта, любовь, творчество, семья и т.п.).
- Организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых, общение с природой и исключение излишеств).
- Активизация личностных ресурсов (спорт, арт-терапия, граффити, здоровый образ жизни и т.д.).
- Минимизация негативных последствий девиантного поведения направлена на профилактику рецидивов или негативных последствий (способ организации всех этих форм может быть индивидуальный, групповой, семейный, телефон доверия и уроки спец. курсов).
Принципы психопрофилактической работы:
- Комплексность (семья, школа и личность);
- Адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- Массовость (групповые виды работы и обмен опытом);
- Позитивность информации;
- Минимизация негативных последствий;
- Максимальная активность личности подростка;
- Устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного поведения и оценка своего поведения).
Список литературы:
- Е. В. Змановская «Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – Москва, 2004.
- «Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников» под редакцией С. А. Беличевой – Москва, 1999.
- Ю. А. Клейберг «Психология девиантного поведения» - Москва, 2001.
- А. А. Реан «Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие» - СПб, 1999.
- Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис «Психология и психотерапия семьи» - СПб, 1999.
|