Трудные дети

Об организации работы с подростком девиантного поведения


Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессия, грубость, вредные привычки, противозаконные действия и др. Возникает масса вопросов. Какова причина такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим?

Девиантное, отклоняющееся поведение вызывает интерес у психологов, врачей, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Поэтому эта проблема носит междисциплинарный и дискуссионный характер.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Рассматривая девиантное поведение, следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а отклонения от них, следовательно, и видов поведенческих девиаций.

На социальном уровне отклоняющееся поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. Искоренение девиантного поведения как социального явления вряд ли возможно.

На личностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. При желании и взрослении личность вполне может изменить свою позицию по отношению к обществу.

Рассматривая поведение человека,  можно подразделить его на: внешнее и внутреннее. Внешним поведением психологи считают – любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции (покраснения, бледность, аффекты, замкнутость и плаксивость). Внутренним поведением – мотивация и целеполагание, эмоциональная реакция, саморегуляция.

Итак, поведение социально – оно формируется и реализуется в обществе.

Схема формирования личности в обществе:

Личность → социум (позитивный) → социализация → адаптация → индивидуальность

Личность → социум (деструктивный) → десоциализация → дезадаптация → девиантная личность

При любом варианте социализации поведения человека можно описать, используя общие характеристики личности:

  • Мотивированность – внутренняя готовность действовать;
  • Адаптивность – соответствие ведущим требованиям социума;
  • Аутентичность – соответствие поведения индивидуальности;
  • Продуктивность – реализация сознательных целей;
  • Адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

Более частыми, но не менее важными являются такие признаки поведения личности как:

  • Уровень активности (энергичность и инициативность);
  • Эмоциональная выразительность (сила и характер проявленных аффектов);
  • Динамичность (темп);
  • Стабильность;
  • Осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);
  • Произвольность (самоконтроль);
  • Гибкость (изменение поведения в ответ на изменение среды и ситуации).

Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации.

Социальные проявления:

  • Сниженная обучаемость;
  • Хроническая неуспешность;
  • Конфликты с законом, семьей, одноклассниками;
  • Изоляция;

Индивидуальные проявления:

  • Негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ребенком, непонимание его со стороны взрослых, протест, оппозиция);
  • Завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;
  • Хронический эмоциональный дискомфорт;
  • Неэффективность саморегуляции;
  • Конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений.

Современные требования к человеку не ограниваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. Основными качествами личности в наше время можно назвать:

  • Внутреннюю позицию по отношению к миру (окружению и себе);
  • Способность принимать решение и делать выбор;
  • Личную ответственность за собственное поведение;

Профилактика отклоняющегося поведения.

Профилактика девиантного поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:

  • Общегосударственный уровнь;
  • Правовой;
  • Общественный;
  • Экономический;
  • Медицинский;
  • Педагогический;
  • Социально–психологический;

Условиями успешной профилактической работы считаются:

  • Комплексность;
  • Последовательность;
  • Дифференцированность;
  • Своевременность (особенно для подростков).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделить 3 вида профилактики отклоняющегося поведения:

Первичная профилактика – это направленность на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиантное поведение. И повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика – это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска».

Третичная профилактика – это уже лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.

Формы психопрофилактической работы девиантного поведения:

  1. Организация социальной среды:
    • воздействие общественного мнения, т.е. негатив к девиантному поведению;
    • семья (полная, неполная и т.д.);
    • школа (класс);
    • конкретная личность (направлять подростка на установку здорового образа жизни, волонтерство).
  2. Информирование:
    • не запугивающего характера;
    • своевремено;
    • влияющая на изменение поведения;
    • подросток нуждается во внимании, уважении и любви со стороны взрослых;
  3. Активное социальное обучение социально важным навыкам:
    • групповой тренинг к резистентности  - устойчивости к негативному социуму;
    • тренинг, направленный на исправление эмоциональных нарушений;
    • формирование жизненных навыков (общение, поддержка, дружба, конструктивное решение конфликтов);
  4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (путешествия, испытания себя на риск, прочность, горные походы, экстремальные виды спорта, любовь, творчество, семья и т.п.).
  5. Организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых, общение с природой и исключение излишеств).
  6. Активизация личностных ресурсов (спорт, арт-терапия, граффити, здоровый образ жизни и т.д.).
  7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения направлена на профилактику рецидивов или негативных последствий (способ организации всех этих форм может быть индивидуальный, групповой, семейный, телефон доверия и уроки спец. курсов).

Принципы психопрофилактической работы:

  • Комплексность (семья, школа и личность);
  • Адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
  • Массовость (групповые виды работы и обмен опытом);
  • Позитивность информации;
  • Минимизация негативных последствий;
  • Максимальная активность личности подростка;
  • Устремленность в будущее (планирование будущего без девиантного поведения и оценка своего поведения).

 

Список литературы:

  1. Е. В. Змановская «Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – Москва, 2004.
  2. «Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников» под редакцией С. А. Беличевой – Москва, 1999.
  3. Ю. А. Клейберг «Психология девиантного поведения» - Москва, 2001.
  4. А. А. Реан «Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие» - СПб, 1999.
  5. Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис «Психология и психотерапия семьи» - СПб, 1999.