Нейролингвистическое программирование (НЛП) в дифференцированном обучении

   Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой — несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации. Любая информация, идущая через нервную систему школьника, должна транслироваться в ведущую модальность понимания (визуалисты, аудисты, кинестетики).

  В настоящий момент еще рано говорить о четкой системе использования техник НЛП в отечественной педагогике, но использование элементов этой техники на уроках возможно и реально. Учитывая нейролингвистические особенности детей, учителю важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Для этого учителю необходимо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностях. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности в процессе обучения.

         Нейрологические и поведенческие индикаторы учащихся и учителей

  Характеристики нижеприведенных таблиц позволяют выявить предпочитаемую модальность (доминирующий канал восприятия).

   Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно. Чаще всего учителя предпочитают использовать свой предпочитаемый стиль.

Нейрологические характеристики учащихся

Правополушарные

Левонолушарные

Визуалисты

Кинестетики

Аудисты

Использует слова:
смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный и т.д.

Использует слова:
хватать, чувствовать,
придерживаться, трогать и т.д.

Использует слова:
слушать, ритм, звуки, подобные речи и т.д.

Основные движения вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови и т.д.

Основные движения от шеи и ниже

Основные движения вокруг та и ушей

Голос высокий
При разговоре подбородок поднимается вверх

Голос низкий
При разговоре подбородок опускается вниз

Хорошо имитирует тон, 
высоту голоса

Наблюдателен
Ориентирован на внешний вид
С трудом запоминает словесные инструкции
Запоминает образами
Меньше отвлекается на шум
Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел
В чтении силен, успешен, скор
Помнит то, что видел
Живая образная фантазия

При общении стоит близко, касаясь людей
Много движений
Раннее физическое развитие
Высокая координация движений
Обучается, делая
При чтении водит пальцем но строчке
Помнит общее впечатление
Сильная интуиция
Слаб в деталях
Лаконичен, использует сильные слова и движения
Много жестикулирует

Разговаривает сам с собой
Говорит ритмически
Легко отвлекается на шум
Предпочитает счет и письмо
Легко осваивает языки
Обучается, слушая
Хорошо читает новые слова
Разговорчивый
Любит дискуссии
Легко повторяет услышанное
Шевелит губами, проговаривая слова при чтении

       

 

Нейрологические характеристики учителей

Правополушарные

Левополушарные

Визуалисты

Кинестетики

Аудисты

Говорит быстро
Использует визуальные указатели

Говорит медленно
Использует манипуляции и жесты

Говорит ритмично 
Любит дискуссии в классе

Смотрит поверх голов

Вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии

Организация чтения на уроке

Охватывает большой объем содержания
Придает цельность форме

Придает большое значение содержанию

Склонен повторять комментарии учеников

Не теряет обратной реальной связи учеников

Дает задания в группах
Использует демонстрации 
Практичен

Любит поучения со слов «Сколько раз...» 
Отвлекается от темы урока

Таблицы часто меняются 
Много наглядности на уроке

После окончания урока долго оставляет таблицы на стендах

Использует лингафонные системы обучения, аудиозаписи

Опрятен 
Цвет и стиль одежды подобраны

Предпочитает удобную одежду 
Предпочитает комфорт, а не внешний вид

Не ориентирован на внешний вид

Рабочее место организовано, упорядочено 
Вещи расположены в вертикальном порядке

Несколько рабочих мест, организованных функционально 
Любит демонстрировать работы учеников

Рабочее место не организовано 
Вещи располагает в горизонтальном порядке

       

   Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников.

§  Работая с учеником-визуалистом, используйте слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия.

§  Работая с учеником-аудистом, используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля (ритм метронома).

§  Работая с учеником-кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

Использование техники НЛП на практике

   Если серьезно анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на процесс памяти.

   Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ. Учителя обычно склонны учить аудиально, а экзаменовать — визуально и в другой последовательности. Ученик, запомнивший аудиально, вынужден транслировать информацию в другую модальность. Аудист не может одновременно двигаться вперед и слышать информацию.

   Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации — основной ключ к академическому успеху. Это важная задача начальной школы.

   Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность. Этот вид памяти лучше всего развит у детей младшего школьного возраста. Надо научить учащихся «транслировать» знакомую им кинестетическую память в аудиальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Этот процесс носит название «визуализация памяти».

  Учитывая нейролингвистические особенности детей, учителю важно излагать материал на доступном их мозгу языке, то есть с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие. Для этого прежде всего надо научиться варьировать изложение материала во всех трех модальностях. Это активизирует развитую модальность ребенка и учит его использовать несформированные системы восприятия, открывает новые возможности усвоения материала.

   Работа учителя в трех модальностях возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалисту необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудисту нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо также делать на его языке:

§  визуалисту — покачать головой, погрозить пальцем;

§  кинестетику — положить руку на плечо, похлопать по нему;

§  аудисту — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

  Вот некоторые знания по технике НЛП, которые необходимы учителю для облегчения усвоения информации учащимися, ее обработки и сохранения.

§  На уроках русского языка существует такой вид работы, как письмо по памяти. Учащиеся запоминают записанный на доске текст из 1—3 предложений, а затем воспроизводят его в тетрадях без опоры на образец. С точки зрения НЛП задание достаточно сложное для детей аудиальной и кинестетической модальностей, так как опирается на визуальную память, которая менее всего сформирована у младших школьников. Для того чтобы облегчить запоминание письменного текста, необходима его трансляция в аудиальную и кинестетическую модальности. В аудиальной модальности — проговаривание вслух хором предложений с доски, прослушивание чтения предложений учителем. В кинестетической — выполняя ритмичные движения руками, ногами и головой в такт хоровому проговариванию предложений с доски. Можно использовать промахивание слов с доски руками в воздухе (при усложнении промахивать можно в зеркальном отражении одновременно двумя руками). При систематической работе методом многосенсорного обучения в третьем классе увеличивается опора на визуализацию, а кинестетическое и аудиальное запоминание происходит на подсознательном уровне.

§  Хорошо работают техники НЛП на уроках ознакомления с окружающим миром или природоведения. Детям предлагают не просто запомнить и объяснить правила поведения в природе, а дают возможность «прочувствовать» эти правила. Вот примерный ход упражнения на кинестетическую визуализацию.

   Закройте глаза, представьте, что вы травинка. Но дворе зима, а вы спите в уютном зернышке под теплым снежным одеялом. Что вы чувствуете? Какой сон вы видите? Слышите ли вы что-нибудь под снегом? (Дети отвечают на вопросы вслух, не открывая глаз.) Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, душно, тесно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечиками, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что вы ощущаете? Что вы видите? Какие звуки вас окружают? А теперь поднимите глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идет в лес?

   Дети хором проговаривают краткие правила поведения в лесу, отбивают ритм руками (ногами), учитель звенит в колокольчик. Далее дается домашнее задание: Нарисовать плакат на тему «Уважайте природу!» и придумать подпись к этому плакату.

§  На уроках чтения в третьем классе дети читают статью А.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». Язык Толстого сложен, так как имеет много устаревших оборотов, малопонятных детям. Красота текста, его звучание и эмоциональная насыщенность не доходят до сознания детей. И в этом случае необходимы техники НЛП. Вот примерный ход работы над текстом.

   Закройте глаза и попробуйте увидеть себя на этой поляне вместе с А.Н. Толстым. Почувствуйте прикосновение влажной росы к босым ногам, вдохните свежий утренний воздух, расслабьтесь, прислушайтесь... Какие звуки утреннего леса вы слышите?

   Перед детьми появляется близкая, понятная им ситуация, в которой можно дать волю фантазии.

— А теперь я снова прочитаю вам текст, а вы попробуйте мысленно «погулять» в лесу вместе с автором (учитель читает текст).

   После прочтения текста дети рассказывают свои фантазии, отвечая на вопросы:

Визуалисты: Где они себя видели?

Аудисты: Что они слышали вокруг?

Кинестетики: Что они чувствовали и ощущали?

Учитель фиксирует, в какой модальности ведется рассказ и вопросами помогает переходить в другие модальности:

Визуалисту: Что ты слышал? Что чувствовал?

Аудисту: Что ты увидел рядом? Поделись с нами своими ощущениями.

Кинестетику: Опиши, как выглядела поляна? Какие звуки окружали тебя?

 

  Техника НЛП раскрывает перед детьми новые возможности восприятия и понимания текста. Работу над текстом можно продолжить на уроке рисования. Особое удовольствие от этой работы получают дети с правополушарной визуализацией.