Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Под сопровождением понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. (Л.М. Шипицына,2003)
Следует различать понятия:
- процесс сопровождения;
- метод сопровождения;
- служба сопровождения.
Если исходить из того, что сопровождение – это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что сопровождение – это помощь, то под сопровождением понимается процесс – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут:
в отношении обучающихся с ОВЗ
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
- создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; - оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; - обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; - организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;
в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; - психологическое обеспечение образовательных программ;
в отношении семей обучающихся
- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; - повышение уровня реабилитационной компетентности2 родителей обучающихся с ОВЗ; - оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; - формирование психологической культуры;
в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике
- повышение профессиональной компетентности; - формирование навыков командной работы; - формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:
- диагностическое;
- профилактическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- поддерживающее;
- просветительское;
- образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
- приоритет интересов сопровождаемого;
- непрерывность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- систематичность сопровождения;
- гибкость сопровождения;
- комплексный подход к сопровождению;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- принцип сетевого взаимодействия;
- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк.
Этапы психолого-педагогического сопровождения:
1 этап: организационный.
Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
- определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей
- определение направлений психолого-педагогического сопровождения
- определение последовательности процесса сопровождения
- подготовка документации
- составление графика / плана работы.
2 этап – содержательный.
Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения
Задачи:
- определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста
- обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ
- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями)
- информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения
3 этап – сопроводительный
Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Задачи:
- выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка
- выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка
- выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала
- освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.)
- определение объема необходимой помощи ребенку
- реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей)
- коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.
Алгоритм
цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации:
1. Первичная диагностика.
2. ПМПк.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
4. Разработка адаптированной образовательной программы.
5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
6. Динамическая диагностика.
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.