ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

  Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

 

  Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

   Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

   Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Под сопровождением понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. (Л.М. Шипицына,2003)

Следует различать понятия:

- процесс сопровождения;

- метод сопровождения;

- служба сопровождения.

   Если исходить из того, что сопровождение – это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

   Если предположить, что сопровождение – это помощь, то под сопровождением понимается процесс – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

  Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

   Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут:

в отношении обучающихся с ОВЗ

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;

- создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;                                                                                                                      - оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;                         - обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;                           - организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;

в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;                                                                                   - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;                                                                        - психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей обучающихся

- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;                                      - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;                                                         - повышение уровня реабилитационной компетентности2 родителей обучающихся с ОВЗ;                                   - оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;               - формирование психологической культуры;

в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике

- повышение профессиональной компетентности;                                                                                                        - формирование навыков командной работы;                                                                                                                 - формирование психологической культуры.

   Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:

- диагностическое;

- профилактическое;

- консультативное;

- коррекционно-развивающее;

- поддерживающее;

- просветительское;

- образовательное.

   Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- систематичность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

   Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк.

   Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1 этап: организационный.

Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

- определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей

- определение направлений психолого-педагогического сопровождения

- определение последовательности процесса сопровождения

- подготовка документации

- составление графика / плана работы.

2 этап – содержательный.

Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения

Задачи:

- определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста

- обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ

- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями)

- информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения

3 этап – сопроводительный

Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Задачи:

- выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка

- выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка

- выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала

- освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.)

- определение объема необходимой помощи ребенку

- реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей)

- коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.

Алгоритм

цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации:

1. Первичная диагностика.

2. ПМПк.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

4. Разработка адаптированной образовательной программы.

5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

6. Динамическая диагностика.

7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.