Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с нарушением зрения

      Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей:

 

- Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения.

- Адаптированные программы изучаемых предметов.

- Программы психолого-педагогической поддержки (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (тифлопедагога) - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.).

   Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей конкретных специфических трудностей в учебно-познавательной деятельности, которые и определяют особые образовательные потребности учащихся этой категории. Следствием недостаточности зрения или слепоты является отставание в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии.

   Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих детей создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.  Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами. Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у детей с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.

   Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы (ООП) и в соответствии с особенностями и соответствующими им особыми образовательными потребностями ребенка с нарушением зрения и учитывает: разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.).

   При этом адаптированию и модификации подлежат также: программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с учащимися с нарушениями зрения (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.).

     Адаптированная образовательная программа реализуется в специальной образовательной среде и предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-компенсирующую и коррекционно-развивающую направленность образования (индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями незрячих или слабовидящих обучающихся); включение специфических учебных занятий, необходимых для компенсации нарушений: «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Логопедическая ритмика», «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие мимики и пантомимики», «Предметно-практическая деятельность», «Коррекция недостатков развития и трудотерапия». Ориентиром для составления адаптированной образовательной программы могут быть образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 3 и 4 видов, а также специализированные учебники для школ этих видов, соответствующая методическая литература.

   Содержание учебных пособий для обучения учащихся с нарушениями зрения и с сохранным интеллектом практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, необходимы учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. В учебниках для слабовидящих используется более крупный плоскопечатный шрифт и используются адаптированные цветные иллюстрации (отсутствуют мелкие детали и выделены четко контуры изображений).

   Широкое применение современных специальных технических средств. Особое место среди них занимает компьютер, благодаря которому учащийся с нарушением зрения получает простор доступа к учебной и социально-культурной информации, широкой межличностной коммуникации – учебно-познавательной, индивидуально-личностной. Применение компьютерной техники в условиях инклюзивного образования позволяет решить проблему индивидуализации обучения, обеспечивая построение и реализацию каждому учащемуся с нарушением зрения индивидуального образовательного маршрута, возможность оперативной обратной связи и оказания быстрой индивидуальной помощи в случае затруднения на каждом этапе усвоения учебной информации. При этом учитель, тьютор или учитель-ассистент могут варьировать уровень и вид помощи в ходе решения учащимся учебной задачи.

   Локальная компьютерная сеть в образовательной организации с рабочими (учебными) местами для всех учащихся, возможности дистанционного компьютерного контакта зрячих учащихся класса, учителя, тьютора с незрячим учащимся на дому, выход в Интернет и использование учебных Интернет-программ, – все это позволяет в значительной мере преодолеть информационный и коммуникативный барьеры для незрячих учащихся.    Информацию о возможном оснащении компьютерными обучающими программами можно получить на сайте www. sko-school.ru.

   Широкое применение практических форм и методов обучения, учитывающих особенности учащихся с нарушением зрения, в учебном процессе. Индивидуальный подход в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения.

   Различия в образовательном стартовом уровне, в степени компенсации зрительного нарушения, в сформированности универсальных учебных действий детей с нарушенным зрением требуют индивидуального подхода к каждому из них при построении индивидуальной программы обучения и воспитания, а также психолого-педагогического и социального сопровождения.

   Важное место занимает подготовительная работа к приему каждого учащегося с нарушением зрения в общеобразовательную организацию. Это может быть, прежде всего, проведение «Дня открытых дверей», консультирование родителей, первое знакомство с учащимся. Необходимо получить информацию о социальных условиях жизни учащегося, его образовательной биографии (наличие или отсутствие ранней помощи, специального дошкольного образования, включенности родителей в коррекционно-образовательный процесс, уровень их необходимой компетентности).

       При поступлении в инклюзивный класс на основе заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) для данного ребенка с нарушением зрения составляется адаптированная образовательная программа и заключается договор между школой и родителями (или законными представителями) учащегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-образовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения и ориентировочных результатах инклюзивного обучения.

   Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает, таким образом, корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением зрения. Также она должна включать комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

   Для реализации адаптированной образовательной программы и сопровождения учащихся с нарушениями зрения в школе должна функционировать служба комплексного сопровождения учащихся с нарушениями зрения, в задачи которой входит реализация применительно к каждому учащемуся этой категории индивидуальной комплексной программы реабилитации.

   Служба комплексного сопровождения в общеобразовательной организации обеспечивает учащихся тьюторами (наставниками), осуществляет психологическую и социально-педагогическую поддержку учащихся и их родителей в период их адаптации на начальном этапе обучения, проводит необходимые медицинские, психокоррекционные и иные мероприятия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в течение всего периода обучения, обеспечивает психологическую диагностику и поддержку, а также совместно с социальными службами города (района) обеспечивает профориентацию и профконсультирование выпускника в период окончания им общеобразовательной организации, а также сопровождение его перехода на новую ступень обучения (профессиональное образование) либо трудоустройства и социально-трудовой адаптации на предприятии (в учреждении, организации).

   Построение учебных планов и программ должно осуществляться на блочно-модульной основе, обеспечивая учащимся возможность поэтапного прохождения определенных уровней, этапов освоения значимых компетенций с последующим их закреплением и формированием предпосылок для перехода на следующий уровень.

   При составлении адаптированных программ учебных предметов для незрячих школьников начальных классов необходимо обеспечивать коррекционную направленность всего учебного процесса. Она выражается, во-первых, в том, что обучение строится на иной знаковой системе, которая имеет свои особенности и отличается от знаковой системы, на основе которой идет обучение зрячих. Поэтому в содержание обучения всех учебных предметов должны быть включены специальные разделы по изучению элементов знаковой системы, используемых незрячими: русский язык, развитие речи – изучение системы Брайля и плоскопечатной системы (Гебольд); в математике – системы математического кодирования (Марбургская и ВОС), чтение рельефных чертежей; в музыке – нотная грамота; в изобразительном искусстве – система чтения рельефного рисунка (в том числе особенности зрительного восприятия перспективы, глубины и др. и их изображения на плоском рисунке; в географии – работа с рельефными картами и глобусом и т.д.

   Во-вторых, расширение представлений незрячих детей о внешнем мире, ознакомление с внешним миром, действиями и деятельностью человека в нем.

   При составлении адаптированной программы по русскому языку для учащихся начальных классов с нарушением зрения должен быть предусмотрен подготовительный период. Его необходимость обусловлена особенностями познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения и недостаточной подготовленностью к школе по сравнению со зрячими сверстниками. Обучение русскому языку должно начинаться с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовки глаза и руки к письму. Эта работа должна быть предусмотрена и на последующих этапах обучения языку. Также в программе по языку большое внимание должно быть уделено чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Должно быть предусмотрено формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами, определенную часть которых приходится изготавливать учителю самостоятельно (или с помощью волонтеров, родителей) например, матерчатые книги с матерчатыми рисунками-аппликациями.

   Особое внимание следует уделить развитию устной речи – обогащение словаря, развитие фразовой речи, связных высказываний, монологической речи.

   В адаптированной программе по математике также должно быть предусмотрено наличие подготовительного периода. В содержание обучения по математике должен быть включен материал на обогащение пространственных представлений, навыков ориентировки в микро- и макропространстве. Значительно большее время отводится формированию представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий. Для слепых учащихся большое значение имеет формирование временных представлений, связанных с движением солнца.

   Программа по формированию естествоведческих знаний должна содержать большое количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий для обогащения зрительного и предметно-практического опыта детей и формирования необходимых представлений об окружающей их действительности. Важно включить в содержание обучения для детей с нарушениями зрения изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения для обеспечения безопасного передвижения по улицам (для этого необходимо предусмотреть обеспечение занятий рельефными схемами улиц, площадей с обозначениями переходов, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами, а также предусмотреть практические занятия в реальной обстановке).

   Особое внимание должно быть уделено формированию умений выделять элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Для этого должно быть увеличено учебное время для проведения опытов, наблюдений, практических работ, экскурсий.

   При формировании адаптированной образовательной программы и учебного плана по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих учащихся важен правильный выбор видов объектов и средств изобразительной деятельности, которые будут способствовать развитию восприятия, наглядно-образного мышления и эстетическому воспитанию. Особое внимание должно быть обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности.

   Применение наглядных методов также требует организации наблюдения, т.е. учащимся должны быть предоставлены вопросы, ориентирующие их на изучение тех или иных частей изучаемого объекта, его определенных характеристик и проч. Результаты наблюдения должны быть отражены в ответах учащихся с нарушением зрения на поставленные вопросы, в самостоятельных практических действиях. Важно, чтобы учащийся мог сочетать словесное восприятие действий, предметов и ситуаций с возможностью самостоятельно изучить объект, материал на ощупь.

   Выполнение практических работ и опытов в инклюзивном обучении целесообразно проводить парами или «бригадами», в которых присутствует смешанный состав учащихся. Взаимопомощь, взаимообучение, упражнение в деловом общении, – эти и другие преимущества дает такая форма организации работы. При этом целесообразно отводить больше времени на лабораторные и практические работы. Практическое обучение учащихся с нарушением зрения должно опираться на такие методы, которые обеспечивают чувственное, наглядно-практическое освоение учебного материала. Принимая во внимание быструю утомляемость учащихся с нарушением зрения, необходимо чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом - работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с компьютером и т.п.      Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей:

 

- Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения.

- Адаптированные программы изучаемых предметов.

- Программы психолого-педагогической поддержки (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (тифлопедагога) - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.).

   Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей конкретных специфических трудностей в учебно-познавательной деятельности, которые и определяют особые образовательные потребности учащихся этой категории. Следствием недостаточности зрения или слепоты является отставание в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии.

   Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих детей создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.  Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами. Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у детей с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.

   Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы (ООП) и в соответствии с особенностями и соответствующими им особыми образовательными потребностями ребенка с нарушением зрения и учитывает: разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.).

   При этом адаптированию и модификации подлежат также: программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с учащимися с нарушениями зрения (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.).

     Адаптированная образовательная программа реализуется в специальной образовательной среде и предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-компенсирующую и коррекционно-развивающую направленность образования (индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями незрячих или слабовидящих обучающихся); включение специфических учебных занятий, необходимых для компенсации нарушений: «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Логопедическая ритмика», «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие мимики и пантомимики», «Предметно-практическая деятельность», «Коррекция недостатков развития и трудотерапия». Ориентиром для составления адаптированной образовательной программы могут быть образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 3 и 4 видов, а также специализированные учебники для школ этих видов, соответствующая методическая литература.

   Содержание учебных пособий для обучения учащихся с нарушениями зрения и с сохранным интеллектом практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, необходимы учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. В учебниках для слабовидящих используется более крупный плоскопечатный шрифт и используются адаптированные цветные иллюстрации (отсутствуют мелкие детали и выделены четко контуры изображений).

   Широкое применение современных специальных технических средств. Особое место среди них занимает компьютер, благодаря которому учащийся с нарушением зрения получает простор доступа к учебной и социально-культурной информации, широкой межличностной коммуникации – учебно-познавательной, индивидуально-личностной. Применение компьютерной техники в условиях инклюзивного образования позволяет решить проблему индивидуализации обучения, обеспечивая построение и реализацию каждому учащемуся с нарушением зрения индивидуального образовательного маршрута, возможность оперативной обратной связи и оказания быстрой индивидуальной помощи в случае затруднения на каждом этапе усвоения учебной информации. При этом учитель, тьютор или учитель-ассистент могут варьировать уровень и вид помощи в ходе решения учащимся учебной задачи.

   Локальная компьютерная сеть в образовательной организации с рабочими (учебными) местами для всех учащихся, возможности дистанционного компьютерного контакта зрячих учащихся класса, учителя, тьютора с незрячим учащимся на дому, выход в Интернет и использование учебных Интернет-программ, – все это позволяет в значительной мере преодолеть информационный и коммуникативный барьеры для незрячих учащихся.    Информацию о возможном оснащении компьютерными обучающими программами можно получить на сайте www. sko-school.ru.

   Широкое применение практических форм и методов обучения, учитывающих особенности учащихся с нарушением зрения, в учебном процессе. Индивидуальный подход в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения.

   Различия в образовательном стартовом уровне, в степени компенсации зрительного нарушения, в сформированности универсальных учебных действий детей с нарушенным зрением требуют индивидуального подхода к каждому из них при построении индивидуальной программы обучения и воспитания, а также психолого-педагогического и социального сопровождения.

   Важное место занимает подготовительная работа к приему каждого учащегося с нарушением зрения в общеобразовательную организацию. Это может быть, прежде всего, проведение «Дня открытых дверей», консультирование родителей, первое знакомство с учащимся. Необходимо получить информацию о социальных условиях жизни учащегося, его образовательной биографии (наличие или отсутствие ранней помощи, специального дошкольного образования, включенности родителей в коррекционно-образовательный процесс, уровень их необходимой компетентности).

       При поступлении в инклюзивный класс на основе заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) для данного ребенка с нарушением зрения составляется адаптированная образовательная программа и заключается договор между школой и родителями (или законными представителями) учащегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-образовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения и ориентировочных результатах инклюзивного обучения.

   Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает, таким образом, корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением зрения. Также она должна включать комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.

   Для реализации адаптированной образовательной программы и сопровождения учащихся с нарушениями зрения в школе должна функционировать служба комплексного сопровождения учащихся с нарушениями зрения, в задачи которой входит реализация применительно к каждому учащемуся этой категории индивидуальной комплексной программы реабилитации.

   Служба комплексного сопровождения в общеобразовательной организации обеспечивает учащихся тьюторами (наставниками), осуществляет психологическую и социально-педагогическую поддержку учащихся и их родителей в период их адаптации на начальном этапе обучения, проводит необходимые медицинские, психокоррекционные и иные мероприятия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации в течение всего периода обучения, обеспечивает психологическую диагностику и поддержку, а также совместно с социальными службами города (района) обеспечивает профориентацию и профконсультирование выпускника в период окончания им общеобразовательной организации, а также сопровождение его перехода на новую ступень обучения (профессиональное образование) либо трудоустройства и социально-трудовой адаптации на предприятии (в учреждении, организации).

   Построение учебных планов и программ должно осуществляться на блочно-модульной основе, обеспечивая учащимся возможность поэтапного прохождения определенных уровней, этапов освоения значимых компетенций с последующим их закреплением и формированием предпосылок для перехода на следующий уровень.

   При составлении адаптированных программ учебных предметов для незрячих школьников начальных классов необходимо обеспечивать коррекционную направленность всего учебного процесса. Она выражается, во-первых, в том, что обучение строится на иной знаковой системе, которая имеет свои особенности и отличается от знаковой системы, на основе которой идет обучение зрячих. Поэтому в содержание обучения всех учебных предметов должны быть включены специальные разделы по изучению элементов знаковой системы, используемых незрячими: русский язык, развитие речи – изучение системы Брайля и плоскопечатной системы (Гебольд); в математике – системы математического кодирования (Марбургская и ВОС), чтение рельефных чертежей; в музыке – нотная грамота; в изобразительном искусстве – система чтения рельефного рисунка (в том числе особенности зрительного восприятия перспективы, глубины и др. и их изображения на плоском рисунке; в географии – работа с рельефными картами и глобусом и т.д.

   Во-вторых, расширение представлений незрячих детей о внешнем мире, ознакомление с внешним миром, действиями и деятельностью человека в нем.

   При составлении адаптированной программы по русскому языку для учащихся начальных классов с нарушением зрения должен быть предусмотрен подготовительный период. Его необходимость обусловлена особенностями познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения и недостаточной подготовленностью к школе по сравнению со зрячими сверстниками. Обучение русскому языку должно начинаться с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовки глаза и руки к письму. Эта работа должна быть предусмотрена и на последующих этапах обучения языку. Также в программе по языку большое внимание должно быть уделено чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Должно быть предусмотрено формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами, определенную часть которых приходится изготавливать учителю самостоятельно (или с помощью волонтеров, родителей) например, матерчатые книги с матерчатыми рисунками-аппликациями.

   Особое внимание следует уделить развитию устной речи – обогащение словаря, развитие фразовой речи, связных высказываний, монологической речи.

   В адаптированной программе по математике также должно быть предусмотрено наличие подготовительного периода. В содержание обучения по математике должен быть включен материал на обогащение пространственных представлений, навыков ориентировки в микро- и макропространстве. Значительно большее время отводится формированию представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий. Для слепых учащихся большое значение имеет формирование временных представлений, связанных с движением солнца.

   Программа по формированию естествоведческих знаний должна содержать большое количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий для обогащения зрительного и предметно-практического опыта детей и формирования необходимых представлений об окружающей их действительности. Важно включить в содержание обучения для детей с нарушениями зрения изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения для обеспечения безопасного передвижения по улицам (для этого необходимо предусмотреть обеспечение занятий рельефными схемами улиц, площадей с обозначениями переходов, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами, а также предусмотреть практические занятия в реальной обстановке).

   Особое внимание должно быть уделено формированию умений выделять элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Для этого должно быть увеличено учебное время для проведения опытов, наблюдений, практических работ, экскурсий.

   При формировании адаптированной образовательной программы и учебного плана по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих учащихся важен правильный выбор видов объектов и средств изобразительной деятельности, которые будут способствовать развитию восприятия, наглядно-образного мышления и эстетическому воспитанию. Особое внимание должно быть обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности.

   Применение наглядных методов также требует организации наблюдения, т.е. учащимся должны быть предоставлены вопросы, ориентирующие их на изучение тех или иных частей изучаемого объекта, его определенных характеристик и проч. Результаты наблюдения должны быть отражены в ответах учащихся с нарушением зрения на поставленные вопросы, в самостоятельных практических действиях. Важно, чтобы учащийся мог сочетать словесное восприятие действий, предметов и ситуаций с возможностью самостоятельно изучить объект, материал на ощупь.

   Выполнение практических работ и опытов в инклюзивном обучении целесообразно проводить парами или «бригадами», в которых присутствует смешанный состав учащихся. Взаимопомощь, взаимообучение, упражнение в деловом общении, – эти и другие преимущества дает такая форма организации работы. При этом целесообразно отводить больше времени на лабораторные и практические работы. Практическое обучение учащихся с нарушением зрения должно опираться на такие методы, которые обеспечивают чувственное, наглядно-практическое освоение учебного материала. Принимая во внимание быструю утомляемость учащихся с нарушением зрения, необходимо чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом - работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с компьютером и т.п.