Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении.
1.Изменение окружения:
— изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
— работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
— измените режим урока с включением физкультминуток;
— разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
— предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
— направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
2.Создание положительной мотивации на успех:
— введите знаковую систему оценивания;
— чаще хвалите ребенка;
— расписание уроков должно быть постоянным;
—избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
—используйте приемы проблемного обучения;
— используйте на уроке элементы игры и соревнования;
— давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
— большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;
— создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
— научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
— игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
— стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3.Коррекция негативных форм поведения:
— способствуйте элиминации агрессии;
— обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
— регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4.Регулирование ожиданий:
— объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;
— объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.