Заикание

Как поставить правильное заключение

 В данной статье рассмотрены диференциальные признаки различных форм заикания.

Постановка правильного развернутого логопедического заключения должна проводиться в соответствии

 Со схемой:

  • форма заикания;
  • локализация судорог;
  • тип судорог;
  • тип течения;
  • степень тяжести;
  • степень фиксации на нарушении;
  • наличие логофобии;
  • наличие эмболофразии;
  • наличие вегетативных реакций.
  • Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным
  • состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного
  • формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний
  • возраст детей.

 В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.)

 или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.).

 Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная

 речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое

наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-

психических расстройств.

Формы заикания

Невротическое заикание или логоневроз- заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих

факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание,

 конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие

 движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается

переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или

 рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание

 с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая

 раздражительность).

 Неврозоподобное заикание - заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной

системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными

насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью

проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

 Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями - заикание, сочетающее признаки

 логоневроза и неврозоподобного состояния.

Тип судорог

 Судороги различаются по типу (тонические, клонические и смешанные).

 При 
тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое

 сокращение мышц - тонус: "т-ополь" (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение

соответствуюшего звука).
 При 
клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение

 одних и тех же судорожных движений - мышц - клонус: "то-то-тополь".
Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

Локализация судорог

 В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые

 и артикуляционные.

 При заикании отмечают 3 формы 
нарушения дыхания:

  • экспираторная (судорожный выдох),
  • инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
  • респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

 Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

  • Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос
  • внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся
  • блеющий ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").
  • Размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или
  • шепотная речь).
  • Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

 В артикуляционном аппарате выделяют судороги - губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они

проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно - щелевых.
 В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические

 нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по

последним данным, 66,7%, среди младших школьников - 43,1%, средних - 14,95% и старших - 13,1%. 
 В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые

 могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные

 уловки.
 К 
уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать

или облегчить свою речь.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство,

расторможенность, дискоординация или вялость. 

Тип течения заикания

 Выделяют следующие типы течения заикания:

постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи,

  • ситуациях);

волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);

рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после

Степень тяжести заикания

 Различают 3 степени заикания:

    легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае

  • средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В
  • эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
  • тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Степень фиксации на нарушении

 Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство

неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более

упорным он становится.

 1. 
Нулевая степень фиксацииДети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не

замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо

 попытки к преодолению дефекта.

 2.
 Умеренная степень болезненной фиксацииСтаршие школьники и подростки переживают свой дефект,

стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем

 заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

 3. 
Выраженная степень болезненной фиксацииПереживания по поводу своего дефекта выливаются в

постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через

 призму своего дефекта. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко

переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

Наличие логофобии

 У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная

реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения - логофобия. Логофобия включает в себя

 навязчивые переживания и страх возникновения речевых .судорог. Этот страх усиливается в определенных

ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания "речевых" ситуаций, наблюдается

ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.

 Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит

к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы

отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся.

Наличие эмболофразии

 При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные,

многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: “да;

 вот; это самое” и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными (“куцо”). Такие

явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называтьэмболофразией, а сами слова – 

эмболами.

 Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например:

“Я хочу... это вот, я хочу.... это вот, я хочу... пппосмотреть...”. Эмболы могут появляться в конце судороги как

“вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется

подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило,

не осознается заикающимся.

 Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно

произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл

высказывания, что не всегда осознается заикающимися.

Наличие вегетативных реакций

 Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями.

Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе

речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу,

иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и

 у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

Примеры логопедических заключений

 У детей:

 1. Логопедическое заключение: Заикание средней  степени тяжести. Клонического типа. Локализации в

голосовом аппарате (смыкательная голосовая судорога). Невротической формы. Умеренной степени

болезненной фиксации. Рецидивирующего типа течения. Дислалия. Простая форма. Увулярный ротацизм.

 2. Логопедическое заключение: Заикание средней  степени тяжести. Клонического типа. Артикуляционно-

вокальной локализации. Неврозоподобной формы с невротическими наслоениями. Умеренной степени

болезненной фиксации. Прогредиентного типа течения. Эмболофразия. Дисграфия смешанного генеза с

преобладанием нарушений языкового анализа и синтеза. Дислексия. Фонематическая форма. НВОНР.

 Стертая форма дизартрии.

 У подростков и взрослых:

 1. Логопедическое заключение: Заикание средней  степени тяжести. Клонического типа. Вокально-

дыхательной локализации. Невротической формы. Выраженной степени болезненной фиксации.

Волнообразного типа течения. Логофобия. Вегетативные реакции.

 2. Логопедическое заключение: Заикание средней  степени тяжести. Клонического типа.

Артикуляторной локализации. Неврозоподобной формы. Умеренной степени болезненной фиксации.

Прогредиентного типа течения. Эмболофразия. м