Рекомендации
по созданию специальных условий для получения образования
обучающимися с нарушениями зрения
Особенности детей с нарушениями зрения
Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.
Различают следующие типы детей с нарушением зрения:
- Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);
- слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);
- дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.
При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.
Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта детей за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации.
Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.
У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.
Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:
Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.
В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.
Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя.
Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.
Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).
Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.
Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.
Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.
Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями.
Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии - эти приспособления полезны при чтении.
Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.
В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать эту помощь.
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения
1. Организационное обеспечение
№ п/п |
Направления организационного обеспечения |
Локальные акты образовательной организации |
1. |
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения. |
2. |
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения |
1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III-IV вида (при необходимости) 3. Договор о сотрудничестве с ОПМПК (окружной психолого-медико-педагогической комиссией) |
3. |
Организация медицинского обслуживания |
По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения |
4. |
Организация питания |
Без особенностей, по основному меню образовательной организации |
5. |
Организация взаимодействия с родителями |
На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении |
2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения
Адаптация среды для слепых и слабовидящих |
|
Общешкольное пространство |
Учебное пространство класса |
– таблички с названием кабинетов по системе Брайля; –отбойная стена для ориентировки в коридоре; – зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см); – тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь). |
Для классного кабинета: – тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь); – стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; – учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю; – для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски; – жалюзи на окнах; – наличие средств для затемнения; помещения для детей со светобоязнью; – повышенное освещение в классе; – классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность. |
Специальное оборудование |
|
– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки, – для слабовидящих: указки с ярким наконечником; – для слабовидящих оптические приборы; – лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение); - компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых; - учебники с увеличенным шрифтом; - оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт; – комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; – оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога). |
3. Психолого-педагогическое обеспечение
3.1. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушением зрения
№ п/п |
Программы |
Учебно-дидактическое обеспечение. |
1. |
Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования |
По выбору школы. Учебники с увеличенным шрифтом по программе «Школа России» с 1 по 4 класс. |
Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы: |
||
2. |
Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей |
Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, трудовое обучение) М.: Изд-во «Просвещение», 1977. Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб. пособие / Всерос. о-во слепых ; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др. ; под общ. ред. А. Г. Быкова ; отв. ред. И. В. Проскуряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВОС, 1982. Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля : крат. рук. для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: в 2 ч. – М. : ИПТК «Логос» ВОС, 1988–2002. |
3. |
Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей |
Плаксина Л. И., Бельмер В. А., Сермеев Б. Д., Денискина В. З., Кручинин В. А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). Разделы "Математика", "Изобразительное искусство", "Физическое воспитание", "Трудовое обучение", "Социально-бытовая ориентировка", "Лечебная физкультура", "Ритмика" .- М.: "ГороД", 1999. Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования - средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. - Нижний Новгородю-1999. Тупоногов В. К. Ознакомление с окружающим миром // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. - М., 1999. Тупоногов В.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников // Методические рекомендации. - М.: ИКП РАО, 1999. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос. -1999.. |
Направления коррекционной работы |
||
1. |
Коррекция познавательной деятельности. |
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: материалы к урокам для учащихся 1-4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000. |
2. |
Ориентировка в пространстве. |
Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в детском саду). - М.: "ГороД", 1999 Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве. //Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). - М.: "ГороД", 1999 Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения Феникс 2010 Дидактические материалы: Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: 1992. Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: 2002. Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота «Изобразительные средства» ВОС. М.:2002 Прибор «Ориентир». Прибор «Школьник». Прибор Семевского. Наборы фигур домашних и диких животных. Конструкторы, мозаики. Наборы объёмных и плоскостных фигур. Фонотека. |
3. |
Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия |
Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Развитие зрительного восприятия./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. и проф. образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М. Город.1999. Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие.- М.1990 Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997. Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 |
4. |
Развитие мимики и пантомимики |
Стандарт общего образования незрячих учащихся/ под руководством Лониной В.А.С. -Пб:2000. Методические рекомендации к организации курса «Мимики и пантомимики» Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В.Пышма.1997. Шипицина Л.М., Воронова А.П. Программа развития ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». С-Пб.1995. |
5. |
Лечебная физкультура |
Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999. Л.Н. Ростомашвили Адаптивное физическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М.2002 Сермеев Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Мет рек. М.1995. В.С. Быков «Физическая культура и здоровье» - тетрадь для занятий. Челябинск, ЧГИФК, 1995. В.Яковлев «Игры для детей». Москва, «ФиС», 1975. И.Н. Шарабарова «Упр. со скалкой» Москва. «Советский спорт», 1991. В.А. Уваров «В поход пешком» - физкультурная библиотечка школы. Москва, «Советский спорт», 1989. С. Шарманова «Морское царство»- сюжетные занятия. Челябинск, 1996. |
6. |
Социально-бытовая ориентировка |
Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Социально-бытовая ориентировка./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М. Город.1999. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга «Адэль».1998. Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учебное пособие.-М:.ВОС,1988. Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, 1997. Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма- Пресс, 2004. Демонстрационные и раздаточные материалы. Набор плакатов «Личная гигиена» Электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки. Спец. оборудование для детей с нарушением зрения: - прибор Семевского; - рельефно-граф. пособие трансп. средств; - кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т.д. Часы для слепых. |
7 |
Ритмика |
Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ритмика./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999. Конферов В.Н. Искусство балетмейстера: Учебно-методическое пособие. ЧГИК.1991. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: Учебное пособие для студентов. ЧГИК. 1992. Предметы для ритмической разминки: мячи, гимнастические палки, обручи Предметы для развития чувства ритма: погремушки, трещотки, бубны. |
3.2.Психолого-педагогическое сопровождение.
№ |
Направления работы |
Программно-методическое обеспечение |
1 |
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования. |
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012. |
2. |
Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК. |
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012 |
3. |
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю. |
Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. М.: изд-во ВОС, 1984. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. - Л., 1981 Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005. Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения, КАРО , 2006 |
4. |
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков (для слабовидящих – 9 часов в неделю, при обучении незрячих - тифлопедагог, владеющий системой Брайля детей 36 часов в неделю). |
Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008. |
5. |
Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 4-х часов в неделю |
Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. |
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:
учителя;
учитель-дефектолог(со специализацией по тифлопедагогике);
педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии);
учитель-логопед;
тьютор, владеющий системой Брайля;
социальный педагог;
педагоги дополнительного образования;
координатор по инклюзии.