СОУ для обучающихся с нарушениями зрения

Рекомендации

 по созданию специальных условий для получения образования

обучающимися с нарушениями зрения

 

     Особенности детей с нарушениями зрения

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 градусов.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

- Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

-  слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);

-  дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

 Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

   При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

   Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта детей за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации.

      Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.

      У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

     Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:

 Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.

 В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.

 Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя.

 Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.

 Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).

 Необходимо использовать более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт.

 Следует обратить внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

 Необходимо создавать опору на другие модальности. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на уроках математики можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записывать на диктофон.

 Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационный материал нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.

 Дети могут испытывать трудности, когда смотрят на линии на бумаге. Им можно дать бумагу с более толстыми линиями.

 Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или те, которые увеличивают линии - эти приспособления полезны при чтении.

 Компьютеры оказывают важную поддержку ученикам с нарушениями зрения и слепым. Ученики могут сделать увеличенную копию на принтере, читать текст на экране.

     В условиях совместного обучения слепых, слабовидящих и зрячих большое значение имеет умение видящими оказывать, а слепым и слабовидящим – принимать эту помощь.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями зрения

1. Организационное обеспечение

№ п/п

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1.

Нормативно-правовое обеспечение

1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана

3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.

4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

2.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями зрения

1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости)

2. Договор о сотрудничестве  со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением III-IV вида (при необходимости)

3. Договор о сотрудничестве с ОПМПК (окружной психолого-медико-педагогической комиссией)

3.

Организация медицинского обслуживания

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению врачом- офтальмологом детей с нарушениями зрения

4.

Организация питания

Без особенностей, по основному меню образовательной организации

5.

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора об организации образования ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слепых и слабовидящих

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

– таблички с названием кабинетов по системе Брайля;

 –отбойная стена для ориентировки в коридоре;

– зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);

– тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь).

Для классного кабинета:

– тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь);

– стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;

– учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю;

– для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;

– жалюзи на окнах;

– наличие средств для затемнения; помещения для детей со светобоязнью;

– повышенное освещение в классе;

– классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

Специальное оборудование

– для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки,

– для слабовидящих: указки с ярким наконечником;

– для слабовидящих оптические приборы;

– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение);

- компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;

- учебники с увеличенным шрифтом;

- оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт;

– комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

– оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).

       3. Психолого-педагогическое обеспечение

3.1. Программно-методическое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушением зрения

№ п/п

Программы

Учебно-дидактическое обеспечение.

1.

Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования

По выбору школы.

Учебники с увеличенным шрифтом по программе «Школа России» с 1 по 4 класс.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

2.

Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей

Программы специальных (коррекционных) учреждений III вида для слепых детей (русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, черчение, музыка, физическая культура, трудовое обучение) М.: Изд-во «Просвещение», 1977.

Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб. пособие / Всерос. о-во слепых ; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др. ; под общ. ред. А. Г. Быкова ; отв. ред. И. В. Проскуряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВОС, 1982.

Смирнов, Г. А. Запись нот по системе Брайля : крат. рук. для зрячих музыкантов, работающих со слепыми: в 2 ч. – М. : ИПТК «Логос» ВОС, 1988–2002.

3.

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей

Плаксина Л. И., Бельмер В. А., Сермеев Б. Д., Денискина В. З., Кручинин В. А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). Разделы "Математика", "Изобразительное искусство", "Физическое воспитание", "Трудовое обучение", "Социально-бытовая ориентировка", "Лечебная физкультура", "Ритмика" .- М.: "ГороД", 1999.

Денискина В.З. Формирование специальных знаний, умений и навыков у слепых и слабовидящих учащихся начальных классов на занятиях по социально-бытовой ориентировке // Система непрерывного образования - средство интеграции лиц с нарушением зрения в современное общество: материалы международной научно-практической конференции незрячих специалистов. - Нижний Новгородю-1999.

Тупоногов В. К. Ознакомление с окружающим миром // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. - М., 1999.

Тупоногов В.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников // Методические рекомендации. - М.: ИКП РАО, 1999.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Гуманит. изд. центр Владос. -1999..

Направления коррекционной работы

1.

Коррекция познавательной деятельности.

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: материалы к урокам для учащихся 1-4 классов. М.: Педагогическое общество России, 2000.

2.

Ориентировка в пространстве.

Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в детском саду). - М.: "ГороД", 1999

Подколзина Е.Н. Ориентировка в пространстве. //Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (коррекционная работа в начальной школе). - М.: "ГороД", 1999

Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения Феникс 2010

Дидактические материалы:

Рельефно- графическое пособие для детей по развитию речи «ЛОГОС» ВОС. М.: 1992.

Азбука в картинках «ЛОГОС» ВОС, М.: 2002.

Ермаков В.П., Степанов В.С. Рельефно- графическая грамота «Изобразительные средства» ВОС. М.:2002

Прибор «Ориентир».

Прибор «Школьник».

Прибор Семевского.

Наборы фигур домашних и диких животных.

Конструкторы, мозаики.

Наборы объёмных и плоскостных фигур.

Фонотека.

3.

Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Развитие зрительного восприятия./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. и проф. образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М. Город.1999.

Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие.- М.1990

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997.

Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

4.

Развитие мимики и пантомимики

Стандарт общего образования незрячих учащихся/ под руководством Лониной В.А.С. -Пб:2000. Методические рекомендации к организации курса «Мимики и пантомимики»

Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В.Пышма.1997.

Шипицина Л.М., Воронова А.П. Программа развития ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками «Основы коммуникации». С-Пб.1995.

5.

Лечебная физкультура

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Лечебная физкультура./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999.

Л.Н. Ростомашвили Адаптивное физическое воспитание. Учебно-методическое пособие. М.2002

Сермеев Подвижные игры для детей с нарушением зрения. Мет рек. М.1995.

В.С. Быков «Физическая культура и здоровье» - тетрадь для занятий. Челябинск, ЧГИФК, 1995.

В.Яковлев «Игры для детей». Москва, «ФиС», 1975.

И.Н. Шарабарова «Упр. со скалкой» Москва. «Советский спорт», 1991.

В.А. Уваров «В поход пешком» - физкультурная библиотечка школы. Москва, «Советский спорт», 1989.

С. Шарманова «Морское царство»- сюжетные занятия. Челябинск, 1996.

6.

Социально-бытовая ориентировка

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Социально-бытовая ориентировка./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт коррекционной педагогики РАО. М. Город.1999.

Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах./Под ред. Л.И. Плаксиной. Калуга «Адэль».1998.

Руцкая Е.Н. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учебное пособие.-М:.ВОС,1988.

Шибкова Д.З. Практикум «Наука быть здоровым». Челябинск, 1997.

Безруких М.М. Рабочая тетрадь для школьников М.: Олма- Пресс, 2004.

Демонстрационные и раздаточные материалы.

Набор плакатов «Личная гигиена»

Электрооборудование: электрический утюг, пылесос, электрический комбайн, миксер, соковыжималки.

Спец. оборудование для детей с нарушением зрения:

- прибор Семевского;

- рельефно-граф. пособие трансп. средств;

- кухонные принадлежности: нож-дозатор, нож-овощечистка, яйцерезка, сахарница-дозатор и т.д.

Часы для слепых.

7

Ритмика

Программы специальных (коррекционных) учреждений IV вида для слабовидящих детей. Ритмика./ Под ред. Плаксиной Л.И. Мин-во общ. И проф. Образования РФ. Институт кор. пед. РАО. М. Город.1999.

Конферов В.Н. Искусство балетмейстера: Учебно-методическое пособие. ЧГИК.1991.

Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе: Учебное пособие для студентов. ЧГИК. 1992.

Предметы для ритмической разминки: мячи, гимнастические палки, обручи

Предметы для развития чувства ритма: погремушки, трещотки, бубны.

3.2.Психолого-педагогическое сопровождение.

Направления работы

Программно-методическое обеспечение

1

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012.

2.

Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК.

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012

3.

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю.

Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. М.: изд-во ВОС, 1984.

Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. - Л., 1981

Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001.

Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005.

Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения, КАРО ,

2006

4.

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков (для слабовидящих – 9 часов в неделю, при обучении незрячих - тифлопедагог, владеющий системой Брайля детей 36 часов в неделю).

Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008.

5.

Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 4-х часов в неделю

Комарова Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения Издательство: АСТ, Астрель, Харвест,  2008.

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:

 учителя;

 учитель-дефектолог(со специализацией по тифлопедагогике);

 педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии);

 учитель-логопед;

 тьютор, владеющий системой Брайля;

 социальный педагог;

 педагоги дополнительного образования;

 координатор по инклюзии.