Рекомендации
по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями ОДА – широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные). Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Детей с нарушениями ОДА условно можно разделить на 2 категории, нуждающихся в различных вариантах коррекционно-педагогической работы:
1. Дети, у которых нарушения обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (большинство составляют дети с детским церебральным параличом). ДЦП возникает из-за повреждения тех частей центральной нервной системы, которые «отвечают» за управление движениями, но могут быть повреждены и другие отделы мозга, управляющие другими функциями. В этом случае у ребенка будут сопутствующие нарушения (нарушения зрения, слуха; особенности формирования и развития психических функций). Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства устной и письменной речи – дислексии и дисграфии.
Особенности зрительного восприятия характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью, слабостью ориентировочно-зрительных реакций и зрительного внимания. Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций.
У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Объем воспринимаемой информации в единицу времени, как правило, сужен. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем операции обобщения.
Часто отмечается эмоциональная лабильность, свидетельствующая о дефицитарности психической деятельности. Расстройства эмоционального реагирования у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – наоборот, в виде заторможенности, вялости.
2. Дети с собственно ортопедической патологией, не имеющие выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо создавать следующие условия:
создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
соблюдение ортопедического режима;
осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведения физкультурных пауз и т.д.);
организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;
организация лечения на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра;
организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;
подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;
предоставление возможности передвигаться по школе, классу, группе тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе; писать так, как позволяют его моторные возможности;
организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, с обучением их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей;
наличие персонала, оказывающего физическую помощь ребёнку при передвижении по школе, при принятии пищи, при пользовании туалетом и др.;
обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1. Организационное обеспечение
№ п/п |
Направления организационного обеспечения |
Локальные акты образовательной организации |
1. |
Нормативно-правовое обеспечение |
1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана. 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения). |
2. |
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
1. Договор о сотрудничестве с Психолого-педагогическим медико-социальным ППМС-центром (при необходимости). 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением для детей с НОДА (при необходимости). |
3. |
Организация медицинского обслуживания |
По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению детей врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости). Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие. |
4. |
Организация питания |
Создание комфортных условий приема пищи: - сервировка стола; - организация проезда коляски к столу; - использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; - помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи; - формирование доброжелательного общения детей. |
5. |
Организация взаимодействия с родителями |
На основе договора об организации образования ребенка с НОДА в образовательном учреждении. |
2. Материально-техническое обеспечение.
Адаптация среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
|
Общешкольное пространство |
Учебное пространство класса |
внутренний и внешний пандус; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; специально оборудованные туалеты; лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа; ступенькоходы; съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы; приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков; специально оборудованный медицинский кабинет; специально оборудованный зал для лечебной физической культуры. |
пространство для передвижения коляски; место для отдыха; вертикализатор; медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа; наклонные парты для обучения детей стоя. |
Специальное оборудование |
|
средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него), микроавтобус с подъемником; средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы, степ-платформы, лечебные тренажеры). |
специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук); тренажеры для развития манипулятивных функций рук; приборы для коммуникации; средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.); устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками; электронные книги, лупа (если зрительные нарушения). |
3. Психолого-педагогическое обеспечение
3.1. Программно-методическое обеспечение
№ п/п |
Программы |
Учебно-дидактическое обеспечение. |
1 |
Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования |
Образовательная программа разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. |
Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы: |
||
2 |
Программы специальных (коррекционных) учреждений V,VII, VIII вида |
Программы логопедических занятий и уроков физкультуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. – М., 1979. Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд). – М., 1981. Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1986. Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколы VIII вида 1-4 классы. В.В. Воронкова. Программы специальных (коррекционных) школ 8 вида: 5-9классы, под ред. В.В.Воронковой, М.ВЛАДОС 2010г. |
Направления коррекционной работы |
||
1. |
Коррекция нарушенных функций |
Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975. Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., 1988. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981. Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, 1994. |
2. |
Лечебная физическая культура |
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991. Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. – Пенза, 2005. Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003. Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера: практическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2011 |
3. |
Развитие речи |
Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978. Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. – СПб., 1997. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997 |
3.2.Психолого-педагогическое сопровождение.
№ п/п |
Направления работы |
Программно-методическое обеспечение |
1. |
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках Психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования. |
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ, 2012 г. |
2. |
Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК |
«Тьюторское сопровождение детей с овз в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012г. |
3. |
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю. |
Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000 Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004 |
4. |
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков не менее 2-х часов в неделю. |
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2003 Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001. |
5. |
Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю. |
Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978. Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. |
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:
– учителя,
– учитель-дефектолог,
– педагог-психолог,
– учитель-логопед,
– тьютор,
- педагоги дополнительного образования,
- координатор по инклюзии.