СОУ для обучающихся с НОДА

Рекомендации

по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

      Дети с нарушениями ОДА – широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные). Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

       Детей с нарушениями ОДА условно можно разделить на 2 категории, нуждающихся в различных вариантах коррекционно-педагогической работы:

1. Дети, у которых нарушения обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (большинство составляют дети с детским церебральным параличом). ДЦП возникает из-за повреждения тех частей центральной нервной системы, которые «отвечают» за управление движениями, но могут быть повреждены и другие отделы мозга, управляющие другими функциями. В этом случае у ребенка будут сопутствующие нарушения (нарушения зрения, слуха; особенности формирования и развития психических функций). Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства устной и письменной речи – дислексии и дисграфии.

      Особенности зрительного восприятия характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью, слабостью ориентировочно-зрительных реакций и зрительного внимания. Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций.

      У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Объем воспринимаемой информации в единицу времени, как правило, сужен. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем операции обобщения.

     Часто отмечается эмоциональная лабильность, свидетельствующая о дефицитарности психической деятельности. Расстройства эмоционального реагирования у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – наоборот, в виде заторможенности, вялости.

2. Дети с собственно ортопедической патологией, не имеющие выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

        С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо создавать следующие условия:

  создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

  соблюдение ортопедического режима;

 осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

 наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведения физкультурных пауз и т.д.);

 организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;

 организация лечения на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра;

 организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

  организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

  подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;

 предоставление возможности передвигаться по школе, классу, группе тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе; писать так, как позволяют его моторные возможности;

 организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, с обучением их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

 формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей;

 наличие персонала, оказывающего физическую помощь ребёнку при передвижении по школе, при принятии пищи, при пользовании туалетом и др.;

 обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.

      При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1. Организационное обеспечение

п/п

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1.

Нормативно-правовое обеспечение

1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана.

3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.

4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения).

2.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1. Договор о сотрудничестве с Психолого-педагогическим медико-социальным ППМС-центром (при необходимости).

2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением для детей с НОДА (при необходимости).

3.

Организация медицинского обслуживания

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению детей врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости).

Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.

4.

Организация питания

Создание комфортных условий приема пищи: -  сервировка стола;

-  организация проезда коляски к столу;

- использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу;

 - помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи;

 - формирование доброжелательного общения детей.

5.

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора об организации образования ребенка с НОДА в образовательном учреждении.

2. Материально-техническое обеспечение.

Адаптация среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

 внутренний и внешний пандус;

 поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться;

 специально оборудованные туалеты;

 лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа;

 ступенькоходы;

 съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы;

  приспособления для дверей (автоматическое открывание),

 для лестницы (площадка подъемник);

 специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков;  специально оборудованный медицинский кабинет;

 специально оборудованный зал для лечебной физической культуры.

 пространство для передвижения коляски;

 место для отдыха;

 вертикализатор;

 медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа;

 наклонные парты для обучения детей стоя.

Специальное оборудование

 средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него), микроавтобус с подъемником;

 средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

 оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы, степ-платформы, лечебные тренажеры).

 специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук);

 тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

 приборы для коммуникации; средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.); устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками; электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).

3. Психолого-педагогическое обеспечение

3.1. Программно-методическое обеспечение

№ п/п

Программы

Учебно-дидактическое обеспечение.

1

Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования

Образовательная программа разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

2

Программы специальных (коррекционных) учреждений V,VII, VIII вида

Программы логопедических занятий и уроков физкультуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. – М., 1979.

Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд). – М., 1981.

Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1986.

Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколы VIII вида 1-4 классы. В.В. Воронкова.

Программы специальных (коррекционных) школ 8 вида: 5-9классы, под ред. В.В.Воронковой, М.ВЛАДОС 2010г.

Направления коррекционной работы

1.

Коррекция нарушенных функций

Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975.

Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., 1988.

Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981.

Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, 1994.

2.

Лечебная физическая культура

Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. – Пенза, 2005.

Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003.

Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера: практическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2011

3.

Развитие речи

Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978.

Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. – СПб., 1997.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

 

3.2.Психолого-педагогическое сопровождение.

№ п/п

Направления работы

Программно-методическое обеспечение

1.

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках Психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ,  2012 г.

2.

Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК

«Тьюторское сопровождение детей с овз в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012г.

3.

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю.

Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004

4.

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков не менее 2-х часов в неделю.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2003

Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001.

5.

Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю.

Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978.

Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.

Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

 

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:

 – учителя,

 – учитель-дефектолог,

 – педагог-психолог,

 – учитель-логопед,

 – тьютор,

 - педагоги дополнительного образования,

 - координатор по инклюзии.