//
1
// // //

Насилие и жестокость

 

Эмоциональные реакции детей на насилие или жестокость

 

Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей, применявших насилие.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», - чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое время расставаться со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно   проблематичной для родителей, которые пытаются с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может   обращаться негативное внимание, когда они воспроизводят насилие, свидетелями которого были.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд. Чувствительность к позору насилия над супругом или ребенком может выражаться форме стыда, в особенности для более старших детей.

Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в дальнейшем.

 

Установление границ дозволенного.

   Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер. Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию, т.к. установление родителями правил и выполнение этих правил детьми является той зоной психологического пространства, где возникают конфликты даже в благополучных семьях. при установлении требований и ограничений родителям необходимо знать и соблюдать определенные правила.

 

Что нужно и важно   знать родителям при установлении границ дозволенного

Правило 1. «Установление границ дозволенного процесс недемократичный».            Существует 4 стиля воспитания:

- жестко авторитарный, при котором родитель утверждает свою власть, не обращая внимания на потребности, чувства, состояние ребенка. Нередко при этом прибегает к телесным наказаниям;

- благожелательно-авторитетный, когда родитель заботится о ребенке с добротой и пониманием, но при этом достаточно тверд в установлении правил поведения, предоставляет немного возможностей выбора и ожидает приверженности стилю жизни семьи (чтут семейные традиции, для них весьма важна сама семья);

- демократичный, при котором родители стараются быть справедливыми в любой ситуации, предоставляют достаточную возможность выбора и принимают решения на основе правила большинства;

- все позволяющие родители разрешают детям вести себя как угодно, не регламентируя при этом никаких правил и ограничений по типу «ребенок сам знает, что ему нужно».

Дети, воспитанные во вседозволенности, став взрослыми, испытывали большие затруднения при необходимости работать с другими людьми и ладить с ними.

     Демократичный стиль сформировал взрослых, которым трудно принимать решения.

При жестко авторитарном стиле наблюдались психически нездоровые взрослые.

   Наиболее продуктивным стилем воспитания оказался благожелательно-авторитетный. Дети, чьи родители придерживались такого стиля воспитания, выросли наиболее приспособленными взрослыми: они умели принимать решения, нести ответственность, следовать нормам и сотрудничать с другими людьми.

Детям необходимо многократно напоминать об одних и тех же правилах доброжелательно и авторитетно. Правила могут обсуждаться в зависимости от возраста ребенка, но никогда не должны приниматься путем голосования!

 

Правило 2.Четкие рамки допустимого поведения ребенка должны базироваться на фундаменте сердечной близости.

       Недостаточно просто установить нормы и правила желаемого поведения. В этом случае ребенок будет сопротивляться установленным правилам и прибегать к мстительному поведению. Только взаимопонимание между детьми и родителями дает возможность установить эффективные границы дозволенного. Эмоциональная связь между родителями и ребенком образует ту основу, на которой базируются родительские правила и ограничения.

Если проблемы нежелательного поведения детей возникают из-за того, что дали трещину добрые   отношения между родителями и детьми или таковые отношения вовсе отсутствуют, то лучше временно отодвинуть проблемы поведения и заняться восстановлением доверительных взаимоотношений.

 

Правило 3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с потребностями ребенка.

       Рациональное мышление не может развиваться до 10-11 лет. Поэтому маленьких детей не следует нагружать чрезмерными объяснениями и обсуждениями, почему чего-либо нельзя делать. «Маленькие дети не умеют мыслить рационально, и разумные доводы или чрезмерные объяснения мало эффективны в управлении их поведением.

Ограничения, входящие в противоречие с возрастными потребностями ребенка, вызывают его открытый протест и сопротивление установленному правилу.

Границы дозволенного не являются жестко закрепленными «раз и навсегда». Они меняются в зависимости от возраста ребенка и показывают, насколько чутко родитель реагирует на все перемены, происходящие с его ребенком.

 

Правило 4. Устанавливайте границы, которые дают возможность маленьких побед.

     Часто родители, желая, чтобы ребенок добился результатов в чем-либо (учебе, спорте и т.д.) устанавливают для него слишком высокую «планку», делая тем самым результат труднодостижимым либо вовсе недосягаемым. У ребенка теряется вера в свои силы и появляется устойчивое желание избегать ситуации, в которой он может быть несостоятелен. Ребенок может замкнуться и уйти в себя, поскольку подобная ситуация вызывает у него эмоциональную подавленность, либо открыто сопротивляться требованию: пропускать занятия в школе или спортивной секции, может вообще забросить ряд предметов. В более младших классах реакция на неудачу может выразиться в эмоциональных срывах и агрессии по отношению к другим ученикам.

Реалистические цели – ключ к сотрудничеству и самомотивации. Маленький успех, которого можно добиться, рождает веру в себя, настойчивость и дружелюбное отношение к дисциплине.

 

Правило 5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованы между родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребенка.

     Выработать достаточную четкость и согласованность позиций в отношении правил и требований помогает принцип четырех цветовых зон.

       В зеленую зону помещается то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию. Например, какие читать книги, каких друзей приглашать к себе на день рождения; в какие игрушки играть дома и т.п. В данной цветовой зоне должно находиться и разрешение на те чувства и эмоции, которые испытывает ребенок (радость, отчаяние, боль, гнев и т.д.), а также разрешение на   право говорить о своих чувствах. Чем больший запрет родители накладывают на само чувство или его проявление (чрезмерная радость или злость и т.п.), тем глубже сбой во «внутренней системе управления»: ребенок меняет запретное чувство на такое, которое ему дозволено выразить и которое определяет его видимое поведение. Чем ярче выражены запреты на выражение чувств и переживание их, тем значительнее происходит сбой во «внутренней системе управления», которая сама балансирует психическое состояние человека, если чувства переживаются и выражаются непосредственно, прямым, естественным образом, и тем сильнее искажение развития личности в сторону невротизации и психологического нездоровья.

   В желтой зоне ребенку предоставляется право действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например, ребенок может сам решить, когда он будет делать уроки, но закончить их выполнение он должен до 19.00. Он может есть сладкое, но только после того, как поест основную пищу.

     В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые родителем уже не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. причем готовность родителя идти навстречу вызывает готовность и желание ребенка следовать установленному правилу. Например, нельзя оставлять постель утром неубранной, но если ребенок действительно не успел ее   убрать (проспал, очень торопился), то уберет после прихода из школы; нельзя есть в гостиной, но если идет интересная передача для ребенка по ТВ, то можно, при условии, что он уберет за собой посуду и все крошки.

   Желтая и оранжевая зоны очень важны для формирования дисциплинарных навыков ребенка: здесь он учится контролировать свои действия с помощью норм и правил, установленных в семье, а также учится взаимодействию и сотрудничеству с точки зрения установленных норм с другими людьми.

       Ребенку до 9-10 лет требуются периодические напоминания о тех правилах, о которых с ним уже говорили, и чем меньше   ребенок (особенно до 5 лет), тем чаще это приходится делать. Напоминания могут быть как в словесной форме, так и в наглядно-изобразительной: рисунки, записки, не большие плакатики. Главное, чтобы был выдержан доброжелательный тон, иначе у ребенка возникнут протестные реакции. Часто родители в отношении требований, находящихся в желтой и оранжевой зонах, заключают договорное соглашение с ребенком (старше 8 лет), в котором учитываются и пожелания самого ребенка. Если родители не выполняют пожеланий ребенка, они тем самым освобождают его от выполнения тех правил, которые они для него установили. Родителям необходимо заметить, что если они сами не в силах контролировать себя и по каким-то причинам не могут выполнять пожелания ребенка, то они не вправе требовать от ребенка выполнения этих правил.

   К красной зоне относятся те действия ребенка, которые «не приемлемы ни при каких обстоятельствах». Это категорическое родительское «нельзя». Красная зона – это наилучший способ оградить ребенка от беды: нельзя играть со спичками и т.п. К красной зоне относятся такие действия, которые могут нанести вред жизни и безопасности ребенка и других людей.

Согласованные правила – это та основа, которая помогает родителям слышать друг друга и занять позицию сотрудничества в воспитании своих детей.

Когда правила не согласованы, ребенку невозможно усвоить их и привыкнуть к дисциплине.

 

Правило 6. «Последствия (санкции) должны вытекать непосредственно из плохого поведения».

   Физические наказания являются вовсе не наказанием, а лишь способом разрядки и отреагирования взрослым собственного негативного эмоционального состояния – гнева, раздражения. Если физические наказания часты в семье – это говорит о том, что у взрослых отсутствуют навыки саморегуляции, четкая воспитательная позиция, а также контакт с самим ребенком. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Самое главное, чтобы приучить ребенка к выполнению тех правил и ограничений, которые родители для него установили, необходимо доверие ребенка к слову родителей. при установлении санкций необходимо помнить о том, чем меньше ребенок, тем наказание должно быть ближе к проступку по времени и не носить длительный характер.

Отсроченное наказание часто выглядит как месть родителя ребенку.

Длительные наказания вызывают обиду у маленьких детей и могут привести к эмоциональному срыву, а также протестным реакциям по типу мстительного поведения.

Главное о чем должны заботиться родители при назначении тех или иных санкций, - это: воспитывать в ребенке сознательность и ответственность, а не создавать эмоциональный дискомфорт, причем не только ребенку, но и себе самому!