//
1
// // //

леворукий ребёнок

Причины леворукости до сих пор точно не определены. Возможно потому, что есть целый комплекс причин ее определяющих. Сюда относят  передачу леворукости по наследству,  особенности беременности и родов и т.д.

            У леворукого ребенка "проблемы с рукой” могут начаться буквально с того момента, когда  малыша начинают учить есть ложкой. Он берет ложку в левую руку, а ее постоянно перекладывают в правую. Но более настойчиво  взрослыми контролируется  тот момент, когда ребенок начинает рисовать, и, особенно, писать.

Почему в настоящее время не рекомендуют переучивать леворуких детей? Дело не только в желании или нежелании  ребенка работать той или иной рукой. Ребенок выбирает  для работы руку неслучайно. Это зависит от особенностей работы его головного мозга, от так называемых "функциональных связей”.  Сложность явления леворукости заключается в том, что не все леворукие люди одинаковы по организации деятельности мозга. Поэтому леворукость сопровождается разными дополнительными проявлениями, которых может не быть у другого леворукого ребенка. Кроме того, в процессе роста ребенка  в мозговой деятельности также происходят преобразования, своя специализация мозговых функций.

Какие же типичные сопутствующие проявления сопровождают леворукость? Ими могут быть:

- слабая способность к зрительно -двигательной координации -ребёнок плохо     срисовывает графические изображения, с трудом удерживает строку.

- недостатки пространственного восприятия и, возможно, зрительной памяти - ребёнку трудно анализировать пространственные соотношения, т.е. он часто искажает пропорции фигур при графическом изображении, характерны зеркальность письма, перестановкабукв при письме, оптические ошибки, смешение букв по написанию: т-п, м-л, и-н.

- возможны параллельные речевые нарушения, например, нарушение звукобуквенного анализа слов, что влияет на то, с каким успехом ребёнок осваивает письмо. Но опознают леворукие дети лучше (быстрее) словесный материал, чем изображения и схемы.

- типичны высокая утомляемость, низкая работоспособность, и - как следствие, труднсти переключения и концентрации внимания.

- стратегия переработки информации леворуких детей, чаще всег, - аналитическая, т.е. сначала информация раскладывается по полочкам, а затем строится целостное представление.

   Определить ведущую руку ребенка достаточно легко,  достаточно попросить ребенка принять участие в 10 разных видах деятельности и пронаблюдать, какой рукой он совершает основные операции, а какую руку использует как поддерживающую. При этом среди  заданий должны быть рисование (лист и фломастер лежат на равном расстоянии от обеих рук). Можно попросить ребенка достать что-нибудь с полки, бросить мячик, отвинтить крышку флакончика, вдеть нитку в иголку или нанизать бусинки на проволочку, построить что-то из кубиков, открыть коробочку, развязать узлы на веревке, вырезать ножницами рисунок для аппликации. Можно придумать и другие задания, доступные для ребенка этого возраста. Взрослому остается только подсчитать, сколько раз использована правая и сколько раз левая рука. Для уточнения результата следует вспомнить, насколько левшество или правшество  является типичной семейной чертой.

Далеко не все люди используют на 100% только одну  руку во всех заданиях. Иногда удобно разделять людей на бытовых левшей и графических левшей. В наших заданиях графические левши скорее всего, выполняли бы  задание с рисованием и с вырезанием левой рукой, а в других случаях они могли более активно использовать и правую руку. Бытовые левши, наоборот, пишут, рисуют правой рукой (их вероятно, уже переучивали), а все остальное делают левой. Кроме того, есть дети, которые одинаково хорошо действуют и правой, и левой рукой  и только обучение различным видам деятельности в мире  праворуких  делает их  "более праворукими”, чем ранее. Их называют амбидекстрами.

Но вот ребенок пришел в школу, где он в первый раз  в наиболее последовательной форме столкнулся с требованиями праворукого мира. Дело не только в том, что нужно держать ручку в правой руке. Большинство учителей уже не переучивают леворуких детей и сажают их так, чтобы левая пишущая рука  была свободна для движений,  то есть  сосед по парте сидит справа. Методика обучения письму, положение тетради на столе также будут иными для леворукого ребенка. Тетрадь  следует наклонять вправо, левое плечо выдвигается вперед при письме, свет должен падать с правой стороны. Иногда можно положиться на ощущения ребенка, если он сам постоянно меняет  положение тетради и тела, значит, он выбирает такое, которое ему удобнее. Держать ручку леворукий ребенок также  будет иначе. Чаще всего, взрослые обращают  внимание, когда леворукий ребенок держит ручку, так, что  рука согнута  в виде крючка - это инвертированное положение руки. Такое положение руки - не прихоть ребенка.

Процесс освоения письма у леворуких детей идет значительно медленнее. Такому  ребенку не удается легко обучиться безотрывному письму - этого и не следует от него требовать. Требование безотрывного письма может усиливать инвертированное положение руки при письме. Если этого не требовать, то левая рука может  лежать в более привычном с точки зрения правшей положении.  Наклон букв также  будет отличаться - это обычно безнаклонное письмо или с правосторонним наклоном. Вообще научиться писать для леворуких детей труднее, чем для праворуких.

Запрещается "двойное переучивание” леворуких детей. Если  уже ребенка давно переучили писать или рисовать правой рукой,  а получается плохо, то возврат к левой руке может создать еще больше новых проблем.

На других уроках у ребенка также могут возникать проблемы. Сейчас выпускают специальные ножницы  для левшей. Другие инструменты также должны быть специально заточенными для левшей.

Когда на доске рисуются геометрические фигуры, они также ориентированы на праворукого зрители. Попробуйте изобразить куб для  ученика  с левосторонним видением... Боковая стенка куба будет ему видна слева, а не справа.

В школе у некоторых леворуких детей могут возникать проблемы, связанные с "перекодировкой”     воспринимаемого пространства. Это  может быть наиболее заметно на уроках геометрии. Но эти трудности возникают только у некоторой части леворуких детей. Трудности такого типа частично зависят от  организации мозговой деятельности. Такие особенности леворуких детей не означают, что ребенок не может освоить некоторые учебные предметы. Это значит, что он имеет "свой” подход к ним и, возможно, свой темп. Запускать учебу по таким предметам никак не следует.

Одна из причин, по которой  взрослые переучивают левшу - это желание, чтобы на ребенка  не обращали  излишнего внимания. Многие  юноши и девушки стесняются импульсивной реакции новых соседей по парте: "А почему ты левой рукой делаешь? А почему ты в левой руке держишь карандаш?”.  Мы все стремимся быть уникальными, особыми, но когда другие замечают нашу  "уникальность”, мы начинаем стесняться. Также как очень красивый человек, впрочем, как и некрасивый тоже, должны привыкнуть к тому, что на них обращают внимание. Леворукого ребенка следует учить  спокойно относиться в тому, что люди наблюдают за ним и могут удивляться его леворукости. Ребенок должен знать, что другой - не значит, плохой.

Наблюдения за переученными леворукими детьми говорят о том, что если стиль переучивания был жесткий, категоричный, то  у ребенка может выработаться негативизм как форма реагирования на окружающее, как форма защиты от ломающего его мира. Другая возможная реакция - повышенная тревожность, эмоциональность, ранимость. Плохо, если такие реакции становятся чертой его характера. Так, повышенная эмоциональная ранимость существенно осложняет адаптацию  к школе, и вообще к новым условиям. Негативизм  приводит к не совсем адекватному восприятию  происходящих событий.

Рекомендации:

1. Должна быть более тщательная подготовка к школе:

- графическая рбота - срисовывание, штриховки и т.д.;

- работа с ножницами и бумагой - апликации, коллажи;

- работа, в которых обе руки могут учавствовать "на равных"  - например, лепка;

-  занятия, развивающие точность восприятия пространства;

-  задания, требующие зрительно-моторной координации;

- развитие фонематического слуха и умения осуществлять звукобуквенный анализ слов;

-  наряду с формированием аналитического способа обработки информации учить целостному восприятию явлений. 

2.   Когда ребенок пришел в школу, наряду с другими адаптационными мероприятиями, которые необходимы всем первоклассникам, следует:

-  правильно определить рабочее место в классе (свет, свобода левой руки);

-  помнить, что методика обучения письму леворуких детей - другая и темп овладения письмом медленнее;

-  помнить, что методика обучения письму леворуких детей - другая и темп овладения письмом медленнее;

-  не оценивать факт работы левой рукой как плохой или хороший;

-  не запускать те предметы, где требуется пространственное представление, и работать планомерно и поэтапно.

Ребенок должен знать, что леворукий человек  - не значит, плохо, это значит, - другой!