//
1
// // //

Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра.

   Целью адаптированной образовательной программы является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.

   Основные задачи адаптированной образовательной программы:

1) определение особых образовательных потребностей детей с РАС;

2) определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в целом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития;

3) определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС;

4) создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

5) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого-педагогического сопровождения;

6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

7) поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы)

8) мониторинг достижений планируемых результатов;

9) оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.

   Планируемые результаты обучения детей с РАС: предметные (или “академический” компонент СФГОС); метапредметные; личностные; жизненные (компонент “жизненной” компетенции Н.Н. Малофеев, СФГОС).

   Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с РАС по объему и содержанию сопоставимы с результатами, определяемыми для сверстников, не имеющих особенностей развития. Однако по причине асинхронии психического развития школьников с РАС, у учащихся этой категории возникает неравномерность в достижении результатов.  Например, это выражается в том, что некоторые академические навыки школьник с РАС усваивает в соответствии с образовательной программой, отдельные навыки формируются с задержкой и (или) имеют качественное своеобразие в последующей часть академических навыков может формироваться с опережением.

   В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др.), используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха (Зикеев А.Г., Корсунская Б.Д. и др.); для школьников нарушением интеллекта (Аксенова А.К., Воронкова В.В., Галунчикова Н.Г., Козырева О.А., Кутакова К.A. и мн. др.). При возникновении трудностей в обучении математике могут использоваться учебники, рабочие тетради на печатной основе, разработанные для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (Алышева Т.В., Перова М.Н., Хилько А.А., Яковлева И.М. и др.).

   Достижение метапредметных результатов учащимися с РАС требует дополнительных методов, приемов и средств, целенаправленных усилий, позволяющих обеспечить использование новых навыков в разных ситуациях, развитие учебной мотивации, произвольности и самоконтроля, развитие коммуникации с педагогом и сверстниками детей с РАС.

   Функция компонента «жизненной компетенции» — это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. Движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированное включение во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне его ближайшего развития. При разработке компонента «жизненной компетенции» в каждой из шести образовательных областей во всех вариантах стандарта принципиальным является определение степени возможного усложнения среды, которая необходима и полезна ребенку, т.е. может стимулировать его дальнейшее развитие.

   Коррекционно-развивающий компонент отражает специфику включения в учебно-воспитательный процесс школьников с расстройствами аутистического спектра и предполагает реализацию ряда важных задач, к которым относят:

-  установление эмоционального контакта с ребенком с РАС;

- обеспечение усвоения ребенком организационно-временных требований (например, правил поведения в классе, умения слышать инструкцию педагога, ориентироваться в последовательности занятий и пр.). Достигается участием тьютора в сопровождении ребенка с РАС, целостными представлениями о специфике обучения детей этой категории у учителя, использованием разными специалистами наглядных средств, обеспечивающих более высокий уровень пространственно-временной ориентировки ребенка с РАС в школе (например, различные расписания);

- становление взаимодействия, саморегуляции и произвольности поведения школьника с РАСвключает развитие коммуникативных навыков (при необходимости использование средств дополнительной коммуникации), умений участвовать в совместной деятельности с другими детьми при организующей помощи взрослого. Реализуется в учебно-воспитательном процессе в целом, и на занятиях педагога-психолога, социального педагога (обучение умению понимать собственные эмоции и эмоции других людей, устанавливать причинно-следственные связи в социальных ситуациях, умение оценивать и регулировать собственное поведение, например, попросить о перерыве или отдыхе при утомлении, огорчении) и пр.;

- оказание помощи школьнику с РАС в усвоении академических навыков и коррекция нарушений психического развития осуществляется в различных формах и учебных ситуациях (от реализации индивидуального подхода в процессе урока и определении домашнего задания, до проведения индивидуальных занятий с учителем-дефектологом). В процессе занятий с учителем- дефектологом, в которых посредством использования специальных приемов обеспечивается повышение качества усвоение учебного материала и коррекция нарушений психического развития (недостаточности внимания, особенностей мышления, восприятия и пр.);

- развитие речи (устной и письменной) и коррекция нарушений речи у школьников с РАС осуществляется в процессе обучения в классе посредством использования специальных приемов, предложенных логопедом (например, алгоритм анализа художественного текста и пр.), проведении занятий логопеда с целью коррекции нарушений устной и письменной речи;

- поддержка социального развития ребенка с РАС. Обеспечивается самим ходом учебно-воспитательного процесса, активно реализуется посредством взаимодействия с другими детьми, участием в общественно-полезной деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, выбранных с учетом возможностей и интересов ребенка с РАС.

   Формы коррекционно-развивающего обучения: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия общеразвивающей направленности.