//
1
// // //

Организационно-педагогические особенности обучения детей с ЗПР

 

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

- индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости,

- активизация познавательной деятельности,

- обогащение знаниями об окружающем мире,

- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,

- проявление педагогического такта.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных для каждого этапа образования. Назовем в качестве примера специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

4. Формирование учебной мотивации.

5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

8. Коррекция индивидуальных отклонений.

9. Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.

10. Организация благоприятной социальной среды.

11. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.

Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6. Коррекция и развитие речи.

7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Образовательный процесс с учащимися с ЗПР начальных классов обеспечивается специальными программами. Используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;

- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнеших положений, ключевых понятий;

- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;

- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);

- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

 

Специфика обучения детей с ЗПР математике.

 Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям мы долгое время разрешаем при решении примеров пользоваться счетным материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используем различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с числами в пр. 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:

86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43

И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

 Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.    

Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д.

Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.

Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.

При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные  учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.

Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики.

 

Обучение детей с ЗПР чтению.

При заучивании букв используем рисование, штриховку, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой.

Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.

Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.

Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.       

 

Обучение детей с ЗПР русскому языку.

Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. 

Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

 

 

 

 

        

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.

Памятка для вычленения окончаний

  1. 1.Читаю слово.
  2. 2.Изменяю слово по числам или вопросам.
  3. 3.Часть слова, которое изменяется и есть окончание.
  4. 4.Обозначаю окончание.

 

Рекомендации к организации работы

        При организации интегрированного обучения оптимально включение одного – трех детей с ЗПР в общеобразовательный класс массовой школы. Необходимо принятие на уровне образовательного учреждения локального акта об организации работы в классах интегрированного обучения.

       В учебных планах классов интегрированного обучения следует предусмотреть индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые выносятся за пределы максимальной нагрузки обучающихся.

      Возможно включение в учебный план общеобразовательной школы время на проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий за счет часов обязательных занятий по выбору, факультативных групповых и индивидуальных занятий.

      Для коррекционной работы индивидуальные и групповые занятия должны быть предусмотрены в расписании уроков. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены аналогичные пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

      Необходимым условием успешного интегрированного обучения учащихся с ЗПР является специальная курсовая подготовка учителей.

       Оценка знаний учащихся с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с программами обучения и с учетом особенностей ребенка. Тестирования и контрольные срезы знаний должны быть адаптированы под указанные программы.

      Педагогическая диагностика развития ребенка включает в себя изучение заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, наблюдений за ребенком, проверки уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми, бесед с родителями с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы. Многие характерис­тики психической деятельности школьников особенно ярко проявляются именно в учебной деятельности.

Формы учета данных о динамике личностного развития ребенка:

1. Дневник наблюдений.

Записи 1 раз в 1-2 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер ребенка, его развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события, обстановка (причины и следствия) и проявления ученика

Можно записывать в виде таблицы:

Дата

Наблюдения

Педагогические мероприятия

2. Педагогическая характеристика

Составляют 1 раз в год. Первый способ – сводка фактических данных, полученных разными методами в порядке принятой программы. После чего – резюме об уровне готовности, о направлениях индивидуального подхода.

Второй способ – Не придерживаться программы, а сразу выписывать те положения, которые характеризуют ребенка на данном этапе развития. Вывод подкрепляет примерами.

Журнал коррекционной работы

       Отражаются результаты выполнения учебно - диагностических работ. Два типа заданий: задания, построенные на внеучебном  материале и на учебном материале. Педагогическое тестирование проводится 1 раз в месяц. 1 уровень – умением овладел, 2 уровень – в основном овладел, 3 уровень – частично овладел, 4 уровень – не овладел. В ряде работ указывается количество допущенных ошибок и подчеркиваются характерные. Целесообразно отмечать время, которое потребовалось для выполнения задания.

      Диагностические данные могут служить основани­ем для направления ребенка с целью углубленного исследова­ния на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В свя­зи с этим педагог должен грамотно, полно и аргументированно оформить педагогическое представление (характеристику) на ребенка.

         На основании полученных результатов осуществляется составление индивидуального образовательного маршрута ребенка с указанием определенной траектории образования в календарно-тематическом, поурочном планировании (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия).

      Педагогу в процессе деятельности важно осуществлять взаимодействие со специалистами психолого-педагогической службы школы. Формы организации такого взаимодействия могут быть различны (психолого-медико-педагогические консилиумы, педсоветы, методические объединения учителей, семинары, консультирование и прочее). Если в школе отсутствуют данные специалисты, педагог при желании и необходимости может получить консультации в ПМПК.

     Важным моментом в деятельности педагога является работа с родителями ребенка, имеющего ЗПР.

     Необходимо отметить, что активизации роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий обеспечивает:

· единство требований к ребенку;

· системный контроль за выполнением заданий;

· оказание своевременной помощи ребенку с учетом его личностных особенностей;

· комплексный характер и достоверность диагностических исследований.

     Не менее важной является работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

      Педагог обязан следить за охраной и укреплением здоровья ребенка. Необходимо предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, детский травматизм через организацию физкультминуток на уроках, физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, проведение занятий на свежем воздухе. В классном коллективе следует создавать психологический комфорт.

      Учитель может реализовывать коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т. п. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

     Каждый педагог, обучающий школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

     Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т. д.

     Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.»

       Интегрированное обучение школьника с задержкой психического развития в условиях массовой школы обязательно учитывает проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 
- развитие зрительного восприятия и узнавания; 
- развитие зрительной памяти и внимания; 
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 
- развитие пространственных представлений ориентации; 
- развитие представлений о времени; 
- развитие слухового внимания и памяти; 
- развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа; 
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
- умения планировать деятельность; 
- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; 
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.). 
6. Развитие речи, овладение техникой речи. 
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки.

Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР:

× «развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:

× артикуляционного аппарата,

× фонематического слуха,

× мелких мышц руки,

× оптико-пространственной ориентации,

× зрительно-моторной координации и др.;

× обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

× введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);

× приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, так. как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

× формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

× усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;

× расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения;

× обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться;

× адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

× отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

× взаимообучение, диалогические методики;

× оптимальность темпа с позиции полного усвоения;

× обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин».

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

o Поэлементная инструкция.

o Повтор инструкции.

o Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

o Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

o Речевой образец

o Демонстрация действий.

o Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

o Опора на рифму.

o Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

o Подбор по аналогии.

o Подбор по противопоставлению.

o Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

o Совместные или имитационные действия.

o Начало действия.

o Сопряженная или отраженная речь.

o Начало фразы.

o Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

o Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

o Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

o Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

o Многократное усиление функции.

o Создание проблемных ситуаций.

o Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

o Обращение к товарищу с вопросами.

o Работа со словарями на время.

o Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

o Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

o Найди ошибку.

o Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

o Группировка по общности признаков.

o Исключение лишнего.

o Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

6. Создание ситуации успеха на занятии.

7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

8 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

9 Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10 Синхронизация темпа урока с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11 Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене - 15-20).

12 Точность и краткость инструк­ция по выполнению задания.

Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:

× работать в определённом темпе;

× осознавать цель инструкции;

× удерживать в памяти инструкцию;

× отвечать на вопрос и выполнять задание в соответствие с инструкцией;

× выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль;

× рационально организовывать своё время на занятии;

× анализировать ответы друг друга;

× проверять работу и организовывать свой труд на занятии;

× выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;

× формулировать задания для коллективной работы в определённое время;

× своевременно обращаться за помощью;

× работать по индивидуальным карточкам;

× работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

× анализировать работу друг друга;

× делать вывод в конце задания;

× соблюдать речевой этикет.

Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков, например, на занятиях группы продленного дня. Следует включать специальные упражнения на:

· развитие и совершенствование статической основы движений

· развитие динамической координации движений;

· развитие ритмической организации движений, переключаемость;

· упражнения с предметами;

· развитие графических навыков.

 

Работа по коррекции устной речи

          Учитывая особенности речи детей с ЗПР, учителю необходимо построить свою работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:

- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;

- уточнение, обогащение и активизация словаря;

- коррекция грамматического строя речи.

При общении с учеником на уроке и вне урока учитель следит за речью ребенка, обращает его внимание на правильное построение высказывания.

        Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи:

× постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;

× фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;

× формировать навыки звукового анализа;

× фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;

× использовать алгоритмы составления связного высказывания;

× к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

               Рекомендации к поурочному планированию:

 

× наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;

× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР,

× закреплять новый материал дифференцированно;

× давать разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале (тема урока записывается общая).

      Необходимо помнить, что в результате все дети с ЗПР должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР.

      Педагоги, работающие со школьниками с ЗПР, должны уметь оказывать им различные виды помощи: учебную, стимулирующую, направляющую, обучающую.

      Учебная помощь учащимся оказывается в рамках внутриклассной дифференциации, осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

      Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

       В моменты урока, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий используется направляющая помощь. Учитель может заметить затруднения у школьника в процессе работы или после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

        Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания.

 

         Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников.

 

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

3. Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

5. Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

6. Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

7. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

8. Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее “трудными” школьниками, строгий учет результатов этой работы.

9. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Обобщая все вышеизложенное можно попытаться ответить на вопрос: «Интеграция – хорошо или плохо?»

+

Ребенок:

- развивается в среде сверстников – новый социальный опыт и более быстрая социальная адаптация после выхода из ОУ;

- запускаются скрытые компенсаторные механизмы, которые способствуют более эффективному обучению;

Ребенок:

- социальная отверженность от коллектива детей;

- хроническая неуспешность в неблагоприятных условиях;

- претензии педагогов и нежелание работать индивидуально с учетом особенностей;

- переживания родителей по поводу неуспешности;

Родители:

- социальная адаптация ребенка и готовность к самостоятельной независимой жизни в обществе;

- возможность не отлучаться от ребенка – домашнее воспитание;

Родители:

- предвзятость и некорректное отношение общества к ребенку;

- ухудшение здоровья ребенка;

- снижение результативности в обучении и воспитании;

Учитель:

- новый уровень профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями;

- повышение статуса и роли учителя в коллективе и среди родителей;

- легкость решения проблем в обучении нормально развивающихся учащихся;

Учитель:

- не созданы в полном объеме специальные условия для обучения ребенка с проблемами в развитии;

- повышение ответственности и объема работы;

- снижение общей успеваемости в классе;

- эмоциональное выгорание и ощущение неспешности как педагога;