//
1
// // //

Обучение детей с проблемами в развитии

 

Рекомендации учителям по обучению детей с проблемами в развитии:

      Системная подача информации создает системно организованную память. При этом существенно снижаются нагрузки на внимание. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой, лаконичной.

      Необходимо как можно чаше обыгрывать, иллюстрировать и оформлять информацию. Учебные демонстрации должны быть короткими (2—3 мин) и легкими.

      Ребенка обязательно нужно хвалить независимо от того, демонстрировал он свои знания или нет. Запоминание идет лучше, когда от ребенка не требуют точного воспроизведения материала.

      Если ребенок не умеет читать и писать, го при одновременном обучении этим навыкам, как это предусмотрено образовательной программой, не сформируется ни тот ни другой. Более того, можно гарантировать стойкую дислекцию и дисграфию. Последующая логопедическая коррекция часто приводит к тому, что дефекты остаются у ребенка на всю жизнь, так как они никак не связаны с собственно-логопедическими отклонениями.

      Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребенка не сложился еще комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать буквы. При этом характерными ошибками будут приписывания, недописывания, выпадения букв. В этом случае ребенок не в состоянии писать под диктовку или сочинять самостоятельно. Необходимо сформировать комплекс образов, которые позволят совершать переход от звуков к их графическому изображению.

      Целью обучения чтению является понимание, а не проговаривание вслух. Ребенок должен сначала понять текст, а потом читать его. Одновременно читать вслух и понимать прочитанное ребенок с дефектом распределения внимания не в состоянии. Такие дети не могут пересказать текст или ответить на вопросы. Постепенно чтение может стать ненавистным видом деятельности для ребенка.

      Известно, что без беглого чтения невозможно грамотное письмо. Навык письма может развиваться только на базе сформированного визуально-слухового образа слова.

      Четкая и алгоритмичная математика усваивается детьми легче, чем чтение и письмо. На уроках желательно разрабатывать точный алгоритм действий и его графическое изображение. Можно проиграть алгоритм через «тело»: построить паровозик из детей в соответствии с последовательностью событий или действий, которые необходимо запомнить.

      Необходимо помнить, что поведение на уроках должно быть свободным и непринужденным, так как у проблемных детей не развит самоконтроль, поэтому невозможно и соблюдение дисциплины. Дети более продуктивно работают, когда уроки проводятся в игровой форме. Разрешая мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

      Нельзя допускать возникновения как сильных отрицательных, так и положительных эмоций. Они снижают способность к обучению детей с проблемами в развитии.       

     У детей может возникнуть проблема с закреплением материала, т.е. переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировал один и тот же алгоритм задания При построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся. Они работают в разном ритме. Если в течение урока повторяется один и тот же алгоритм, то повышается вероятность того, что все дети усвоят содержание.

     Учет цикличности интеллектуальной активности ребенка может быть обеспечен и в домашней работе. Он должен работать в том же ритме, в котором работает его мозг Родителям необходимо находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания.

     Необходимо помнить, что накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание информации. При утомлении деятельность мозга настолько дезорганизуется, что разрушаются уже установленные, но незакрепленные связи. При этом забывается усвоенная, казалось бы, информация. Это необходимо помнить при заучивании правил, стихов и т.д. Длинное стихотворение или правило следует учить небольшими порциями, делая перерывы.

     Предварительное проговаривание и рассуждения делают работу осмысленной.

     Работа педагогов, психологов и родителей должна быть направлена на развитие интеллекта. Бессмысленная тренировка памяти, внимания и самоконтроля без нормализации работы мозга усугубляет проблемы ребенка.

Таким образом, трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без своевременной коррекци-онно-развивающей работы перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что состояние длительной школьной неуспешности способствует формированию деви-антных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом. Педагог, который владеет богатым арсеналом методических приемов и технологиями развивающего обучения, может выстроить дидактическую схему, которая позволит каждому ребенку найти свой путь к овладению трудных школьных предметов.