Первый шаг - позвонить семье, предложить помощь, поддержку. Обозначить действия, которые необходимо предпринять. Назначить ответственного.
Второй шаг - поставить в известность всех, непосредственно связанных с событием (учителей, одноклассников, школьный персонал). Определить последовательность действий. Назначить ответственных.
Третий шаг - ознакомить учителей со стратегиями помощи учащимся справиться с эмоциональными последствиями ЧС.
Четвертый шаг - определить политику контакта с средствами массовой информации, какую информацию предоставлять.
Пятый шаг - оценить необходимость обращения за помощью в региональный (городской или районный) антикризисный центр и другие организации.
Шестой шаг - оповестить вышестоящую организацию о ЧС.
Седьмой шаг - выделить аудитории для групповой работы и других особых целей.
Восьмой шаг - рассмотреть, составить расписание (в зависимости от ситуации школа может быть закрыта на день, работа учреждения может быть продолжена в обычном режиме с обращением особого внимания на группу риска, рассмотреть возможную деятельность всех подразделений школы (кружков, дополнительных занятий и т.д.).
Девятый шаг - предпринять шаги по выявлению группы риска.
Десятый шаг - определить необходимость связаться с родителями учащихся группы риска
Одиннадцатый шаг - в случае смерти или самоубийства принять необходимые меры в отношении
личных вещей.
Двенадцатый шаг - пригласить бригаду мобильной помощи из службы экстренной психологической
помощи по работе с посттравматической ситуацией.
Тринадцатый шаг - представить информацию в городскую службу экстренной психологической помощи (информация включает в себя следующие сведения – школа, дата происшествия, краткое описание, что сделано антикризисной школьной бригадой, с точки зрения школы: что происходило удачно в работе, что можно было сделать по-другому, была ли задействована региональная служба экстренной психологической помощи, ее действия).
Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми.
Позиция консультанта (он должен дать понять это абоненту, пострадавшему от физического насилия):
- Вы не виноваты!
- В мире есть зло, и это зло Вас коснулось.
- Вы не могли протестовать, это была злая воля насильника.
- Зато вы спасли свою жизнь – Вы сделали все, чтобы ее спасти.
Алгоритм работы:
- Жертвы не сразу заводят об этом разговор. Нужно помочь начать разговор, не торопить.
- Выяснить, насколько безопасно ситуация сейчас (помочь обеспечить безопасность, выясняя, что можно сделать).
- Рассказ о медицинской и правовой помощи (забота о здоровье, заявление в полицию): Кто может сопровождать, предупредить о том, что придется не раз рассказывать о произошедшем чужим для Вас людям – подготовить к необходимости этого.
- Дать полностью выговориться. Показать, что мы готовы выслушать, но не торопим. Спросить о том, как это было, что насильник делал, говорил. Что чувствовала, думала, говорила жертва?
- Разговор про чувства. Если пошли чувства гнева на насильника, надо эти чувства подогревать.
- Поискать ресурсы. Кто из близких может выслушать, помочь. Рассказать о том, что ты не один такой! Поискать сильные качества личности. Дать телефоны и адреса нужных служб.
Для родственников:
- Где находиться сейчас жертва? Каково ее состояние?
- Первая реакция: может быть крик, агрессия на жертву – обратная реакция.
- Если жертва ведет себя очень тихо, то это шок!
- Поберегите жертву, не приставайте с расспросами, это причиняет боль.
- Очень аккуратно устанавливайте любой физический контакт – это может причинить боль. («Можно я тебя сейчас обниму?»).
- Жертва насилия не может делать привычных действий. Нужно освободить ее от привычных обязанностей, можно уехать на время.
Конкретизация должностных инструкций по работе с случаями суицидального поведения
Классный руководитель.
- Раннее выявление учащихся с нервно-психической неустойчивостью, акцентуациями (выраженными отклонениями) характера, проблемным поведением.
- Индивидуальный подход и воспитательная работа с учетом их психологических и возрастных особенностей личности.
- Работа с родителями и детьми по привитию здоровых привычек.
- Диагностика семьи.
- Планируемое распределение физических и психологических нагрузок.
- 6.Предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения.
- Быстрая и адекватная коррекция аномального поведения.
- Развитие у себя личных и профессиональных качеств фасилитатора. Содействие позитивной идентификации суицидента, отработка старых клише, обретение новых совместно с психологом.
Социальный педагог, медицинская сестра.
1. Составление сводок по всем случаям суицидов и покушений среди жителей закрепленного за ОУ района путем запроса в дежурную часть ГОВД (РОВД) и приемные отделения токсикологического отделения больницы.
2. Выявление учащихся, состоящих на учете в ОПДН, ВШК и поставленных на учет после покушения на самоубийство, с датой суицидальной попытки и записью на прием к врачу, психологу.
3. Своевременная передача сведений о суицидентах врачу, школьному психологу.
4. Обеспечение в установленные врачом, психологом первичные и повторные явки (путем вызова по телефону, посещений на дому).
5. После посещения на дому обязательное заполнение патронажного листа.
6. Контроль за выполнением указания врача, психолога по проведению социального обследования и реабилитационных мероприятий, осуществление контакта с государственными и не государственными учреждениями, родственниками и близкими.
Школьный психолог.
Основной задачей школьного психолога является превенция суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях: диагностика, просвещение, профилактика, развитие, коррекция, реабилитация:
- Выявление людей с повышенным риском суицидальности и проведение экспериментального психологического обследования, результаты обследования оформлять в виде развернутого заключения.
- Постановка на внутренний учет и организация помощи детям с суицидалогической готовностью. Постоянный взаимообмен информацией с врачами по детям группы риска.
- Прогнозирование суицидальной активности учащихся, объяснение родителям сути суицидального намерения, поведения и психологию кризиса и др.
- Ведение систематической работы среди участников образовательного процесса по пропаганде психогигиенических знаний и возрастно–психологических, индивидуальных особенностей людей.
- Своевременное оказание адекватной помощи человеку:
снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;
уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
формирование компенсаторных механизмов поведения;
формирование адекватного отношения к жизни и смерти.