//
1
// // //

СОУ для обучающихся с РАС

Рекомендации

по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра

 

     Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

     У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации учебной деятельности ребенка с РАС.

    Для ребенка с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

    К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О.С.Никольской) относятся следующие потребности:

в периоде индивидуализированной подготовки к школьному обучению;

в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа класса с индивидуальным;

в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;

в создании адаптированной образовательной программы;

в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;

в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений;

в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;

в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;

в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;

в создании индивидуализированной системы оценки достижений ребенка с учетом его особенностей;

в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения и с родителями обычных детей;

в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

    Понимание этих особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников.

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра

1. Организационное обеспечение

№ 

   

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1.

Нормативно-правовое обеспечение

1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана.

3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.

4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения).

2.

Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС

Договор о сотрудничестве с психолого-педагогическим медико-социальным центром (ППМС-центром ) при необходимости.

3.

Организация медицинского обслуживания

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения в части сопровождения врачом-психиатром в процессе обучения ребенка с РАС.

4.

Организация питания

Индивидуальная организация питания по заявлению родителей:

1. Предоставление возможности для ребенка питаться принесенной из дома пищей.

2. Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой.

5.

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора об организации образования ребенка с РАС в образовательном учреждении

 

2. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения.

Адаптация среды для детей с РАС

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

Наличие дополнительного многофункционального пространства:

 комната для отдыха ребенка;

 выделенное место для родителей, ожидающих ребенка;

 игровая комната;

 двигательная зона.

Зонирование пространства класса:

 учебная зона,

 зона отдыха и / или игровая.

 стенды для съемного дидактического материала:

 индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуальных правил

Специальное оборудование

 оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки и звуков природы)

 ширмы;

 мягкие маты и модули;

 наборы игр для театрализации;

 правила поведения в школе, классе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности,

 схемы, диаграммы.

3. Психолого-педагогическое обеспечение

3.1. Программно-методическое обеспечение

№ п/п

Программы

Учебно-дидактическое обеспечение

1

Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования

По выбору школы

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы для ребенка с РАС, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

2

Программы для СКОУ V, VII и VIII видов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. 1 отделение. 2 отделение. Просвещение, М., К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова и др. «Просвещение» 2006 г.

-  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В.Воронковой.- М., 2008

-  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Начальные классы. Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И., Мартынова Е.А., Яковлев С.Б. - М.: Просвещение, 1997.

-  Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Под ред. С.Г.Шевченко.- М.,1998

-  Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. - Подготовительный класс, начальные классы. Под ред. С.Г.Шевченко.- М., 2004г.

 

3.2. Психолого-педагогическое сопровождение

№ п/п

Направления работы

Программно-методическое обеспечение

 1

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами психолого-медико-педагогического консилиума или   Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования

«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений». Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012.

2

Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное (в соответствии с учебной нагрузкой ребенка) или частичное (ряд учебных предметов и занятий дополнительного образования)

«Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012г.

3

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования занятия не менее 2-х часов в неделю.

Поведенческая терапия, в частности ABA (Прикладной поведенческий анализ)

«Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. «Сборник упражнений для специалистов и родителей изд. БелАПДИ «Открытые двери», Минск 1997

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг «Аутичный ребенок: пути помощи» М.: «Теревинф» 1997

Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком.- М., 2004

Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.

Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми, М.:, Теревинф, 2008

Обучение и социальная адаптация детей с тяжёлыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей.Под общей редакцией Касаткина В.Н., Москва, 2006

4

Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков, проведение занятий по социально-бытовой ориентировке (СБО) не менее 2-х часов в неделю

Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам.- М.,2004

Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды, 2006.

Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004.

5

Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативной функции речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю

Л.Н. Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.: «Просвещение», 1991.

И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников» М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 1997

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

   Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:

 учителя,

 учитель-дефектолог,

 педагог-психолог,

 учитель-логопед,

 тьютор,

 координатор по инклюзии.