//
Рекомендации
по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации учебной деятельности ребенка с РАС.
Для ребенка с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О.С.Никольской) относятся следующие потребности:
в периоде индивидуализированной подготовки к школьному обучению;
в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа класса с индивидуальным;
в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;
в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
в создании адаптированной образовательной программы;
в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах;
в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
в проведении индивидуальных и групповых занятий с психологом, а при необходимости с дефектологом и логопедом;
в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
в создании индивидуализированной системы оценки достижений ребенка с учетом его особенностей;
в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения и с родителями обычных детей;
в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
Понимание этих особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников.
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с расстройствами аутистического спектра
|
|||||||||||||||||||||||
1. Организационное обеспечение |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
2. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения.
3. Психолого-педагогическое обеспечение 3.1. Программно-методическое обеспечение
|
|
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение
№ п/п |
Направления работы |
Программно-методическое обеспечение |
1 |
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами психолого-медико-педагогического консилиума или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования |
«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений». Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012. |
2 |
Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное (в соответствии с учебной нагрузкой ребенка) или частичное (ряд учебных предметов и занятий дополнительного образования) |
«Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012г. |
3 |
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования занятия не менее 2-х часов в неделю. |
Поведенческая терапия, в частности ABA (Прикладной поведенческий анализ) «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. «Сборник упражнений для специалистов и родителей изд. БелАПДИ «Открытые двери», Минск 1997 О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг «Аутичный ребенок: пути помощи» М.: «Теревинф» 1997 Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком.- М., 2004 Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми, М.:, Теревинф, 2008 Обучение и социальная адаптация детей с тяжёлыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей.Под общей редакцией Касаткина В.Н., Москва, 2006 |
4 |
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков, проведение занятий по социально-бытовой ориентировке (СБО) не менее 2-х часов в неделю |
Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам.- М.,2004 Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды, 2006. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004. |
5 |
Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативной функции речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю |
Л.Н. Ефименкова. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.: «Просвещение», 1991. И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников» М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 1997 |
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:
учителя,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
тьютор,
координатор по инклюзии.